Ссылки для упрощенного доступа

Южнокавказские политики и политологи о послании российского президента Федеральному Собранию


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Андрей Шароградский: В послании президента России Дмитрия Медведева не раз поднималась тема ситуации на Южном Кавказе. Дмитрий Медведев возложил ответственность за августовский кризис в регионе на США. Южнокавказские политики и политологи расценили вступление президента России, как агрессивное, напоминающее заявление советских лидеров периода «холодной войны».



Олег Кусов: Уже на первых минутах своего выступления президент России затронул тему Южного Кавказа.



Дмитрий Медведев: Необходимо создать механизмы, блокирующие ошибочные, эгоистические, а подчас просто опасные решения некоторых членов мирового сообщества. Ведь что греха таить, трагедия Цхинвала стала, помимо прочего, следствием самонадеянного, не терпящего критики и предпочитающего односторонние решения курса американской администрации. Нам есть чем гордиться, есть что любить, есть что отстаивать и что защищать, есть к чему стремиться. Поэтому мы не отступим на Кавказе.



Олег Кусов: Депутат Государственной Думы России от «Единой России», политолог Сергей Марков считает, что Южный Кавказ остается зоной российских интересов.



Сергей Марков: Зона наших интересов - это то, откуда могут прилететь к нам ракеты, это во-первых. Во-вторых, те регионы, с которыми нам нужно экономическое сотрудничество. В-третьих, те регионы, и это самое главное, где люди хотят максимально взаимодействовать с Россией. А на Южном Кавказе люди хотят.



Олег Кусов: В Грузии уже нет трансляции российских телеканалов и радиостанций, так что с текстом послания Дмитрия Медведева в этой стране почти никто не знаком. Но секретарю Совета национальной безопасности Грузии Александру Ломаи пришлось это сделать по служебной необходимости.



Александр Ломая: Мы вчера услышали агрессию и агрессивные планы России по отношению к остальному миру. Мы вчера услышали, что Россия будет ставить свои тактические оперативные ракеты типа "Искандер" в Балтике, они будут нацелены на Европу. Мы хорошо знаем, каково действие этих ракет. Единственная страна, где Россия использовала эти ракеты, это Грузия, три месяца назад. От этих ракет погибли несколько десятков мирных жителей, включая одного журналиста из Нидерландов. Они разрушили много зданий. Я бы очень не хотел, чтобы подобный опыт накопился у наших европейских коллег, но та реакция, которую мы слышим из Европы и США на выступление российского президента, это такая гамма чувств - от шока до недоумения. Шок в Восточной Европе, в Балтийских странах и недоумение в столицах Старой Европы и США. Вот такое поздравление вышло у Медведева, так он поздравил нового американского президента.



Олег Кусов: Заявления Дмитрия Медведева напомнило Александру Ломаи риторику членов Политбюро ЦК КПСС в период правления Леонида Брежнева.



Александр Ломая: Когда человек или политический деятель говорит в такой конфронтационной манере о части территории, которую он должен признавать своей неотъемлемой частью, обычно от него не ждут таких конфронтационных риторики, тона и слов. Поэтому, видимо, сам Медведев не чувствует себя уверенным в том, что Кавказ - это действительно неотъемлемая часть России. Я думаю, с ним многие не согласились на Северном Кавказе. Но, тем не менее, я думаю, что важно то, что эта конфронтационная риторика - это риторика, напоминающая именно о днях холодной войны, о риторике советских лидеров. Она напоминает брежневскую доктрину ограниченного суверенитета для соседних с Россией и тогда Советским Союзом стран. Она очень настораживает. Мы уже прекрасно знаем, во что материализуется такая политика и такая риторика, но это ровно то, о чем мы не устаем повторять нашим европейским и американским коллегам, что то, что произошло в Грузии, это больше, чем Грузия, и проблема не в Грузии, проблема в видении мира и своего места в мире, которое есть у правящих кругов в Москве. Это антагонистическое видение мира, видение мира, где они хотят, чтобы Россию не уважали, не любили, не ценили, а боялись.



Олег Кусов: Говорил секретарь Совета национальной безопасности Грузии Александр Ломая.


Южнокавказский политолог Вафа Гулузаде не согласен с президентом России в анализе причин августовского кризиса на территории Грузии.



Вафа Гулузаде: Я не считаю, что Соединенные Штаты Америки стояли за конфликтом в Южной Осетии. Во-вторых, я не считаю также агрессором Саакашвили, который, возможно, первым начал военные действия. Потому что Южная Осетия - это территория Грузии, признанная ООН, и там сепаратистский режим. Саакашвили пытался восстановить территориальную целостность Грузии. Это его право. Точно так же, как Россия восстанавливала свою территориальную целостность, воюя с Чечней. Я хоть стою за то, что чеченский народ заслуживает того, чтобы иметь в составе России самую высокую автономию, но хоть сама Россия этого не считает и считает чеченцев сепаратистами, то весь мир не осуждал Россию, Россию осуждали только лишь за методы, какими Россия вела: ковровые бомбардировки Грозного... Знаете, я не считаю, что американцам там нужен какой-то конфликт. Если это Саакашвили, значит, он это сделал по недомыслию, и отвечать на это оккупацией Южной Осетии и Абхазии не следовало бы. Россия должна осознавать реальность США - глобальной экономической, политической, военной супердержавы. И не должна Россия добиваться конфликтов и конфронтации с США. А выступление президента Медведева не запугает американцев. Расположение российских ракет "Искандер" в Калининграде или где-то на границах с Европой не запугает. Потому что Россия должна научиться сотрудничать с США.



Олег Кусов: Говорил южнокавказский политолог Вафа Гулузаде.


XS
SM
MD
LG