Ссылки для упрощенного доступа

Пианино на мостовой. Германия чтит память жертв «хрустальной ночи»


В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии и Австрии нацисты устроили погром, в результате которого были разрушены все немецкие синагоги, разграблены более семи тысяч еврейских магазинов. Сегодня в Германии и многих других странах чтят память жертв тех событий.


Поводом к началу этого самого масштабного еврейского погрома в истории Германии было происшедшее 7 ноября 1938 года в Париже покушение 17-летнего польского еврея Гершеля Грюншпана на жизнь советника германского посольства Эрнста фон Рата. Грюншпан смертельно ранил его, узнав о насильственной депортации своих родителей в Польшу.


Рат скончался через два дня, и нацистское руководство в течение нескольких часов приняло план погрома, который начался в тот же день, 9 ноября, ближе к полуночи, в Берлине, Вене и в других германских и австрийских городах.


На основе последних исследований, в ту ночь было убито, по меньшей мере, 400 евреев, арестовано и депортировано предположительно 30 тысяч человек. Сами нацисты назвали ночь «хрустальной» из-за разбитых ими витрин магазинов. Немецкие евреи называют эту ночь ставшим интернациональным словом «погром» или «ночью сожженных синагог», число которых вместе с уничтоженными молельными залами превысило 1400.


Последствия погрома, который был осуществлен силами штурмовиков, но подавался как народное волеизъявление, стали видны утром 10 ноября. Переживший этот день в Берлине, тогда 10-летний Хельмут Штерн, которому вскоре удалось вместе с родителями покинуть страну, помнит этот день во всех подробностях:


«Я с утра пошел в школу, как всегда. Шел своей дорогой. Там был музыкальный магазин, перед которым я всегда останавливался с большим интересом. Я тогда учился играть и на рояле, и на скрипке. Вижу: все разбито, разорваны ноты, инструменты разбиты. И на мостовой лежало пианино - очевидно, его сбросили сверху. А школа находилась за очень большой, совершенно новой синагогой, и уже издалека я видел пламя, вырывавшееся из купола».


После войны Хельмут Штерн вернулся в Берлин и стал первой скрипкой оркестра Берлинской филармонии.


По случаю 70-летия погрома 1938 года парламент Германии, бундестаг, принял заявление всех партий по проблеме антисемитизма, в котором говорится о нетерпимости проявлений антисемитизма. В процессе подготовки этого документа в парламенте до последнего дня шел спор. Инициаторы текста - представители христианских демократов - были против предоставления права подписи депутатам от левой партии, обвиняя их в терпимости к проявлениям антисемитизма в собственных рядах и унаследованных еще от властей ГДР антиизраильских позициях.


Один из руководителей фракции левых в бундестаге, для которых критика политики Израиля в порядке вещей, сам еврей по происхождению Грегор Гизи заявил, тем не менее: «Даже если кто-то выступает в поддержку прав палестинцев, это не оправдывает проявлений антисемитизма».


Полемику депутатов и их фракций многие наблюдатели и представители других партий назвали мелочной и вредящей репутации бундестага. «70-летие ночи погрома требует реакции бундестага. И я заинтересована в прекращении тактических игр партий большой коалиции, потому что сам этот спор является неуважением по отношению к жертвам», - сказала Ренате Кюнаст, руководитель фракции «зеленых» в бундестаге.


В конечном итоге постановление было принято всеми партиями. В нем выражено пожелание о включении в школьные программы дополнительных тем о еврейской жизни и истории, а также о жизни современного Израиля. Парламент постановил создать фонд для поддержки проектов, помогающих бороться с проявлениями антисемитизма, в частности, для помощи жертвам преступлений по антисемитским мотивам.


XS
SM
MD
LG