Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Андрей Шарый.
Александр Гостев: Украинские власти пока не смогли придумать действенных мер, чтобы остановить разрастающийся финансовый кризис. Пока на Украине сокращают чиновников и останавливают крупные промышленные предприятия. В ближайшие месяцы число безработных в стране может существенно возрасти.
Некоторые эксперты указывают на то обстоятельство, что нарастающие проблемы украинской экономики играют решающую роль в развитии политического процесса в республике. Такую точку зрения мой коллега Андрей Шарый попросил прокомментировать заместителя генерального директора Центра экономических и политических исследований имени Разумкова, известного в Киеве политико-экономического эксперта Валерия Чалова.
Валерий Чалов: Экономический фактор, финансовый фактор является первым не только в Украине, а в глобальном масштабе. Кстати, что касается Украины, я бы так не сказал. Ощущение такое, что все-таки политические факторы остаются ключевыми и, возможно, только для тех финансовых групп, которые являются спонсорами политических партий. Такая ситуация с приближением каких-то новых выборов не очень приемлема. Хотя Украину ситуация экономическая задевает достаточно серьезно, но не таким образом, как, скажем, другие страны, более интегрированные. Сегодня речь идет, скорее, о расчетах разных политических сил, как сыграть на кризисе, а не как из него выйти. Хотя можно и констатировать, что не сам кризис, а именно необходимость привлечь финансовые ресурсы внешние при их ограниченности и кредит МВФ подвигли политические силы во многом к объединению. Сегодня речь идет о том, что действительно отложить всякие избирательные процессы, сконцентрироваться на антикризисных мерах.
Андрей Шарый: Уже понятно, когда состоятся досрочные выборы в Верховную Раду или они могут вообще не состояться?
Валерий Чалов: Понятно, что они обязательно состоятся, согласно украинской Конституции они будут, а когда они будут, это уже вопрос политтехнологий, вопрос требований граждан украинских. Понятно, что это не будет в этом году. Вряд ли политические силы смогут найти иной механизм для того, чтобы выпустить пар в своей конкуренции. Я думаю, что в следующем году они произойдут: перед президентскими, совместно с президентскими - это уже вопрос политической игры.
Андрей Шарый: Вы упомянули несколько экономических групп, которые влияют на позиции политических партий. Поясните, пожалуйста, подробнее для российского слушателя, кого вы имели в виду.
Валерий Чалов: Политическая система в Украине достаточно демократична. Действительно присутствует конкуренция. В принципе это конкуренция нескольких политико-финансовых групп, базируется на крупном бизнесе. Сегодня в парламенте нет партий, которые бы поддерживались средним бизнесом либо мелким бизнесом, средним классом, в основном партии финансируются крупным бизнесом. Пятерка наших финансовых групп основных известна, эти группы активно взаимодействуют так же и с российскими партнерами. В принципе их можно всех найти в журнале "Форбс".
Андрей Шарый: Говорят о грядущей скорой девальвации гривны. Насколько можно верить этим данным?
Валерий Чалов: Насчет девальвации гривны, эксперты Центра Разумкова давно, еще полгода назад говорили о нереалистичности прогнозов правительства. От таких деклараций о том, что кризис нам не грозит, все-таки перешли к действиям. Поэтому в принципе сегодня принимаются меры тактические к текущей ситуации, иногда в ручном управлении. Что касается следующего периода, я думаю, никто в мире не может сказать, во что мы вошли, в рецессию или в депрессию. Я думаю, что Украина столкнется более серьезно с экономическим кризисом весной следующего года.
Те меры, которые сегодня предпринимаются, достаточно жесткие, они ведут так же к урезанию расходов в социальной сфере. Соответственно, закрывается часть если не предприятий, то предприятия сокращают объемы работы. 60 процентов украинского ВВП формируется в экспорте, в России, скажем, это энергоносители, а в Украине это металлы и химическая продукция. Поэтому придется затянуть многим гражданам пояса. Какой будет потом, скажем, результат, когда производство действительно уменьшится, это мы почувствуем уже весной. Но тут могут быть компенсирующие меры. Если они будут достаточно эффективными, тогда можно будет сгладить такой негативный эффект.