Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.
Александр Гостев: По данным социологических опросов, на протяжении последних нескольких лет российская милиция имела наименьшую оценку доверия среди всех правоохранительных органов и силовых структур. При этом эксперты и наблюдатели отмечают, что качество работы сотрудников российской милиции только ухудшается, а взятки растут.
Марьяна Торочешникова: День милиции, пожалуй, один из наиболее популярных профессиональных праздников в России. Многие люди, не имеющие отношения к правоохранительным органам, не только знают об этом празднике, но даже готовы его отмечать, что кажется несколько странным на фоне общего неприятия гражданами милиции, которая подтверждает и многочисленные социологические опросы. Говорит заместитель директора Аналитического центра Юрия Левады Алексей Гражданкин.
Алексей Гражданкин: Всегда на День милиции по телевизору из года в год транслировался весьма хороший концерт, там можно было услышать даже тех исполнителей, которых в обычное время трудно услышать. Потому что милиция устраивала сама для себя, и некоторый уровень цензуры немного снижался в советские времена. Так из года в год аудиторию приучили к этому. 10 ноября День милиции. Сказать, что его кто-то отмечает, сложно, но знать об этом знают. Хотя за последние пять лет все-таки какой-то небольшой тренд положительный отмечается.
Если речь идет как бы о милиции в целом, то доверяют милиции 26 процентов, а не доверяют - 70 процентов. Но когда речь заходит о тех личных впечатлениях, основанных на фактах личного столкновения, то отношение несколько другое. Когда оценивается деятельность милиции вашем городе, районе, 27 процентов получаем положительных оценок, только 22 процента отрицательных, остальные средние или неопределенные. То есть на отношение к милиции, помимо собственного опыта и впечатлений, действуют некоторые как бы негативные установки. Люди отчетливо видят недостатки в деятельности милиции, как бы и безразличие к интересам граждан, и коррупцию, и формализм, и даже порой угрозу своей собственной безопасности и благополучию.
Марьяна Торочешникова: Мнения экспертов относительно качества работы правоохранительных органов и в частности милиции не отличаются разнообразием. Постоянно говорится о нехватке профессиональных кадров и процветании взяточничества. При этом по свидетельству начальника юридического отдела профсоюза сотрудников милиции Москвы, полковника в отставке Владимира Носкова, руководство МВД не стремится прислушиваться ни к пожеланиям, ни к требованиям профсоюзных организаций милиции.
Владимир Носков: К большому-большому сожалению, руководство министерство и руководство ГУВД находится с нами на конфронтации только по одной единственной причине, что мы, наш профсоюз, единственный профсоюз, который реально пытается защитить права сотрудников милиции. Для того чтобы попытаться реально решить проблемы, надо, чтобы общество наше созрело. Потому что сотрудников милиции, большинство, к сожалению, устраивает существующее положение вещей. Потому что, чего греха таить, очень многие, если не две трети сотрудников милиции, где-то на своих местах имеют какие-то побочные источники доходов. Их руководителей это тоже устраивает. Почему? Потому что они знают, что тот-то там-то имеет левый доход. Как только он где-то чего-то начнет, так сказать, за правду бороться, ему этот левый доход перекроют, а он этого не хочет, а идти ему тоже некуда. Попробуйте сейчас, вот ушел сотрудник милиции на пенсию, в 45-50 лет попробуйте найти работу. Никто его просто не возьмет, даже только потому, что у него возраст такой. Поэтому ему приходиться сидеть на месте и делать так, как удобно начальнику и ему самому.
Марьяна Торочешникова: По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, взяточничество в милиции процветает еще и потому, что большинство обычных людей не слишком обеспокоены низкими зарплатами, которые государство устанавливает милиционерам. Многие даже не задумываются о том, кто и за чей счет должен обеспечивать общественную безопасность.
Кирилл Кабанов: Как может быть не подвержен сотрудник милиции негативным явлениям, коррупционным, каким угодно при зарплате, начинающейся от 10 тысяч рублей? Это же провокация к преступлению. Понятно, что на 10 тысяч рублей прожить в принципе в Москве невозможно. У нас что, повысились нормы и социальный пакет милиционеров? Повысился качественный уровень подбора кадров? Пока - нет. Говорить о ситуации хуже, наверное, было бы неправильно, потому что вообще, если брать оценку всего госаппарата, то хуже уже некуда. Но зарплата полиции - это вообще проблема людей. Мы должны покупать себе безопасность. Мы должны требовать от государства, чтобы у нас была эффективная безопасность, но давайте тогда платите.
Марьяна Торочешникова: Много критики звучит и в адрес вузов и спецучилищ, занимающихся подготовкой кадров для милиции. Но, по словам профессора Всероссийского научно-исследовательского института МВД России Михаила Бабаева, и здесь все упирается в деньги. Успешные и перспективные выпускники специализированных вузов, получив высшее образование, отдают предпочтение работе в бизнес-структурах, где и риски меньше, и зарплаты несоизмеримо выше, чем в милиции.
Михаил Бабаев: Наиболее успешные выпускники, допустим, милицейских школ понимают, что они будут востребованы не только на работе в милиции. Эти ребята понимают, что если они останутся в милиции, то их ждет плохо оплачиваемая и необыкновенно тяжелая и ответственная работа. И вот на это надо пойти только тогда, когда ты фанатически любишь, когда ты пошел учиться для того, чтобы быть там, в этой гуще всяких, крайне подчас тяжелых и неприятных событий и не ждать больших за это дивидендов. Это только такая часть, я бы сказал, лучшая и небольшая часть. К сожалению, наши вузы, соответственно, будущие кадры милиции наполняются за счет людей, гораздо менее достойных, чем то, о чем я только что сказал.
Марьяна Торочешникова: Михаил Матвеевич, вы видите выход из этой ситуации какой-то относительно безболезненный? Неужели все должно ограничиться исключительно поднятием престижа профессии и зарплат милиции?
Михаил Бабаев: Нет, конечно. Задача состоит в том, чтобы радикально менять социальное предназначение милиционеров в нашем обществе. Сегодня социальное предназначение милиции состоит в том, чтобы, прежде всего, бежать за преступником, это с одной стороны, хватать и тащить его, в лучшем случае, если удастся поймать (как вы понимаете, я образно выражаюсь). И второе - выполнение милицией политических функций или обслуживание политических интересов власти и государства. Вот отвлечение на эту сторону по существу очень многих сотрудников милиции вызывает крайне негативное впечатление и не способствует тому, чтобы желание продолжать работать в милиции сохранялось надолго. Социальное предназначение милиции, с моей точки зрения, обслуживать население безопасностью.
Марьяна Торочешникова: Вместе с тем эксперты отмечают, что серьезных перемен к лучшему в работе милиции можно будет ожидать тогда, когда милиция начнет отвечать за качество своей работы, а не количество преступлений, раскрытых зачастую только на бумаге.