Ссылки для упрощенного доступа

Евросоюз и Россия продолжат переговоры по новому соглашению о сотрудничестве


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.



Евгения Назарец: Европейский союз готов возобновить с Россией переговоры по новому соглашению о сотрудничестве, замороженные после российско-грузинского конфликта. Об этом было объявлено по итогам совещания министров иностранных дел стран ЕС, которое прошло в Брюсселе. Даты нового раунда переговоров пока не определены. Против возобновления переговоров выступила только одна страна из двадцати семи - Литва.


Представитель Еврокомиссии Бенита Ферреро-Вальднер подчеркнула, что позиция ЕС по вопросу о территориальной целостности Грузии остается неизменной.


Тему продолжит мой коллега Данила Гальперович, сейчас он рядом со мной в студии. Данила, доброе утро.



Данила Гальперович: Доброе утро. Надо сказать, что в Москве к этому известию явно готовились как-то расслабленно. Посмотрим на два движения, которые совершали одновременно Европейский союз и Россия буквально в последние несколько недель. Сначала на заседании Европарламента Еврокомиссия, в лице Бенита Ферреро-Вальднер, заявляет о том, что да, нужно продолжать переговоры с Россией, и Европарламент фактически это хотя бы отчасти поддерживает, если не считать, опять же, Польшу, Литву, Латвию и достаточно серьезных постоянных оппонентов России в Европейском союзе. Потом Николя Саркози, председательствующий в Евросоюзе, говорит, что да, мы продолжаем переговоры. Потом прямо перед тем заседанием министров иностранных дел, которое прошло накануне, Великобритания и Швеция снимают свои возражения. Совершенно очевидно, что проявляется добрая воля.


Что делается при этом в Москве? Сначала Дмитрий Медведев просто рассказывает о том, как в Калининграде поставят ракеты. Потом представитель России при ЕС Владимир Чижов прямо перед заседанием министров иностранных дел Евросоюза говорит о том, что Москва не пойдет на уступки на Кавказе ради соглашения с Евросоюзом. Очевидно, что Москва показывает, что она к этому соглашению относится несколько расслабленно, что можно вывести из интервью, которое дал совсем недавно Андрей Климов, председатель подкомитета по европейскому сотрудничеству Государственной думы России, один из ключевых депутатов, отвечающих за сотрудничество с Евросоюзом. Сначала я спросил его, насколько вообще Россия заинтересована в заключение нового соглашения.



Андрей Климов: Евросоюз готов начать переговоры, потому что они на самом деле реально еще не начались. Два года мы ждем, когда это свершится. Мы считаем, что договор нужен нам не больше, чем Евросоюзу. Когда Евросоюз будет готов, мы, естественно, готовы так же вести дело к тому, чтобы создать новый документ. Надеялись, что, может быть, он в декабре появится, но, к сожалению, изо всех этих переносов сегодня можно говорить только о том, что этот документ возникнет в лучшем случае в 2009 году. Там действительно есть проблемы содержательные, безусловно. Но для того, чтобы их решать, и нужны переговоры. Сам факт переговоров не может быть предметом торга, на мой взгляд. Потому что иначе вообще ничего нельзя достичь. А проблем таких много и в сфере безопасности, и в сфере экономики, и в сфере защиты окружающей среды. Так что нам есть, чем заниматься, кроме того, чтобы читать друг другу мораль.



Данила Гальперович: В чем же тут дело, кроме чтения друг другу морали? Еще и в том, что, совершенно очевидно, по словам Андрея Климова, даже если сейчас, 14 ноября, будет полное решение о возобновлении переговоров, быстро выработают текст и так далее, то совсем быстро ничего не произойдет и вообще неизвестно, произойдет ли это в течение, скажем, президентства Дмитрия Медведева.



Андрей Климов: К сожалению, это длительный процесс, даже если все идет хорошо, даже если стороны готовы, даже если есть желание сделать это быстро. То есть это занимает многие-многие месяцы, иногда годы. Я вам скажу, что прошлое соглашение готовилось несколько лет, а с момента его подписания до момента ратификации прошло еще три года. Там еще ратификация ведь. А ратифицировать придется и в Европейском парламенте и во всех двадцати семи странах, что тоже само по себе чревато разного рода недоразумениями.


Посмотрите, как тяжело идет европейская Конституция или новый пакт. Они даже внутренние документы не могут ратифицировать. Поэтому здесь, к сожалению, процесс займет много времени.



Данила Гальперович: Эксперты в Москве не видели особых препятствий для возобновления переговоров, кроме, наверное, как раз со стороны Москвы, о чем в интервью Радио Свобода сказал президент Института стратегических оценок Александр Коновалов.



Александр Коновалов: Европа понимает необходимость сотрудничества с Россией и очень большую опасность в любых формах ее изоляции, в попытках любых форм ее изоляции. Мне кажется, что действительно сейчас ситуацию не могут изменить ни Польша, ни Литва. Единственное, что может оказать негативное воздействие, это действия самой России. На мой взгляд, Россия очень неостроумно и не ко времени объявила о своих планах возможного размещения в Калининградской области ракетных комплексов "Искандер", которые, вообще говоря, Америке никакой угрозы не представляют, естественно, но могут оказать давление на европейские страны и давление для России крайне негативное. Мало того, что сама Польша будет с большим энтузиазмом требовать своей защиты, но практически сейчас в Европе наметилось такое разделение, когда старая Европа, классическая Европа, я так называю страны, которые уже давно состоят в Евросоюзе и в НАТО, это, прежде всего, Франция, Германия, Италия, Испания, они, в общем-то, хотели бы помочь наладить сотрудничество с Россией и, возможно, они тоже не очень-то расположены к тому, чтобы эту систему ПРО в Польше и Чехии разворачивать. Но позиция России может загнать их в угол, когда надо будет какие-то ответные меры предпринимать, и когда будет трудно аргументировать позицию о необходимости заключения нового соглашения с Европой. Но все-таки я думаю, что рациональных аргументов и практических, начиная оттого, что никто не хочет мерзнуть, никто не хочет дестабилизации за счет подрыва энергетической безопасности, в общем, все хотят стабильности на самом деле. Особенно в наше время, когда так зависят от причуд, которые нам готовит идущий и далеко не закончившийся финансовый экономический кризис.



Данила Гальперович: Надо сказать, Россию критикуют не только за последние высказывания, скажем, президента Медведева и вообще ее представителей, но и за неразвязанную пока еще ситуацию с Грузией. Некоторые представители ЕС все-таки говорят о том, что Россию, что называется, все-таки поощрили за плохое поведение. В частности, например, вечный оппонент лейбористов Британии, шеф консерваторов Уильям Хейк сказал, что Евросоюзу не хватило твердости и единства для того, чтобы не возвращаться к переговорам.



Евгения Назарец: Спасибо, Данила.


XS
SM
MD
LG