Ссылки для упрощенного доступа

Евросоюз готов возобновить переговоры с Россией по новому соглашению


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.



Евгения Назарец: Европейский союз готов возобновить с Россией переговоры по новому соглашению о сотрудничестве, замороженные после российско-грузинского конфликта. Об этом было объявлено по итогам совещания министров иностранных дел стран ЕС, которое прошло в Брюсселе. Даты нового раунда переговоров пока не определены. Против возобновления переговоров выступила только одна стороны из двадцати семи - Литва. Представитель Еврокомиссии Бенита Ферреро-Вальднер подчеркнула, что позиция ЕС по вопросу о территориальной целостности Грузии остается неизменной.



Данила Гальперович: В течение последнего месяца для большинства наблюдателей было более или менее ясно, что Евросоюз стремится возобновить переговоры с Россией о заключении нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Бенита Ферреро-Вальднер, отвечающая в Еврокомиссии за внешнюю политику, прямо говорила на сессии Европарламента, что Европе с Россией ссориться очень накладно - тут и энергетика, и уже сделанные инвестиции, и оценка российского рынка как растущего и перспективного. Постоянно говорил о нужности переговоров и президент председательствующей в ЕС Франции Николя Саркози. И когда накануне специальной встречи министров иностранных дел ЕС по этой теме Британия и Швеция призвали коллег по Евросоюзу возобновить переговоры с Москвой, в том, что именно такое решение и будет принято, мало, кто сомневался. При этом представители ЕС оправдывались, как могли - в частности, министр иностранных дел Британии Дэвид Милибэнд говорил, что Россию никто таким решением не поощряет.



Дэвид Милибэнд: Речь не идет о том, что Евросоюз поощряет Россию за плохое поведение. Мы были свидетелями ряда шагов со стороны России, важных шагов, но все же не полного вывода войск. Я думаю, что в этом контексте важен документ, который включал бы в себя стратегическую оценку взаимоотношений Евросоюза с Россией. Нужно отметить и те изменения, которые мы наблюдали с сентября по отношению к новым стратегическим подходам в сфере энергетики, что, по моему мнению, придаст новый импульс нашим отношениям. Важно, что мы говорим, что все не может оставаться таким, как было прежде.



Данила Гальперович: Наиболее последовательными противниками возобновления переговоров по новому соглашению были Польша и Литва. Но после совещания министр иностранных дел министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил, что подчинился мнению большинства.



Радослав Сикорский: Мы согласились с общим мнением о том, что переговоры должны быть возобновлены. Однако, по нашему мнению, мы должны сохранять интеллектуальную честность по отношению к тому, что произошло на Кавказе. В особенности настаивать на том, что Россия должна вывести свои войска из ряда зон и что наблюдатели Евросоюза должны получить доступ на всю территорию Грузии.



Данила Гальперович: Против возобновления переговоров выступила Литва, особенно взбудораженная последними заявлениями Дмитрия Медведева о размещении ракетных комплексов "Искандер" в Калининградской области. Москва вообще в тот же период, когда ЕС подавал сигналы о готовности снова говорить, эти сигналы как будто не замечала. Внешнеполитическая часть послания Дмитрия Медведева парламенту была крайне жесткой, а прямо перед встречей министров иностранных дел ЕС российский представитель в Евросоюзе Владимир Чижов заявил, что Россия не пойдет на уступки в кавказских проблемах ради возобновления переговоров о новом соглашении. Председатель подкомитета Госдумы по европейскому сотрудничеству единоросс Андрей Климов так же относится к этим переговорам без особого энтузиазма.



Андрей Климов: Евросоюз готов начать переговоры, потому что они на самом деле реально еще не начались. Два года мы ждем, когда это свершится. Мы считаем, что договор нужен нам не больше, чем Евросоюзу. Когда Евросоюз будет готов, мы, естественно, готовы так же вести дело к тому, чтобы создать новый документ. Надеялись, что, может быть, он в декабре появится, но, к сожалению, изо всех этих переносов сегодня можно говорить только о том, что этот документ возникнет в лучшем случае в 2009 году. Там действительно есть проблемы содержательные, безусловно. Но для того, чтобы их решать, и нужны переговоры. Сам факт переговоров не может быть предметом торга, на мой взгляд. Потому что иначе вообще ничего нельзя достичь. А проблем таких много и в сфере безопасности, и в сфере экономики, и в сфере защиты окружающей среды. Так что нам есть, чем заниматься, кроме того, чтобы читать друг другу мораль.



Данила Гальперович: Кроме того, по словам Андрея Климова, даже если переговоры возобновятся прямо с 14 ноября, до самого нового документа путь еще долог.



Андрей Климов: К сожалению, это длительный процесс, даже если все идет хорошо, даже если стороны готовы, даже если есть желание сделать это быстро. То есть это занимает многие-многие месяцы, иногда годы. Я вам скажу, что прошлое соглашение готовилось несколько лет, а с момента его подписания до момента ратификации прошло еще три года. Там еще ратификация ведь. А ратифицировать придется и в Европейском парламенте и во всех двадцати семи странах, что тоже само по себе чревато разного рода недоразумениями.


Посмотрите, как тяжело идет европейская Конституция или новый пакт. Они даже внутренние документы не могут ратифицировать. Поэтому здесь, к сожалению, процесс займет много времени.



Данила Гальперович: Для российских экспертов решение Евросоюза не стало неожиданностью, хотя президент Института стратегических оценок Александр Коновалов отмечает, что повлиять на ситуацию могли не разногласия внутри ЕС, а ракетные инициативы российского президента.



Александр Коновалов: Единственное, что может оказать негативное воздействия, это действия самой России. На мой взгляд, Россия очень неостроумно и ко времени объявила о своих планах возможного размещения в Калининградской области ракетных комплексов "Искандер", которые, вообще говоря, Америке никакой угрозы не представляют, естественно, но могут оказать давление на европейские страны и давление для России крайне негативное. Мало того, что сама Польша будет с большим энтузиазмом требовать своей защиты, но практически сейчас в Европе наметилось такое разделение, когда старая Европа, классическая Европа, они, в общем-то, хотели бы помочь наладить сотрудничество с Россией и, возможно, они тоже не очень-то расположены к тому, чтобы эту систему ПРО в Польше и Чехии разворачивать. Но позиция России может загнать их в угол, когда надо будет какие-то ответные меры предпринимать, и когда будет трудно аргументировать позицию о необходимости заключения нового соглашения с Европой.



Данила Гальперович: Александр Коновалов не исключает, что некоторым российским политикам было бы вполне на руку размещение элементов американской противоракетной обороны в Европе - тогда мир бы для них стал яснее, а внутриполитические задачи - легче.



Александр Коновалов: Можно предположить, что кому-то в России очень хочется, чтобы эта система была развернута, чтобы было, на что списывать наши неудачи, наши трудности финансовые, которые тоже не исключены, что нужен враг, который понятен и который агрессивен. Тогда этот враг вот он: мы же говорили, а они развернули. Стопроцентной уверенности, такой конспирологической теории у меня нет, но она, поскольку не противоречит законам физики, имеет право на существование.



Данила Гальперович: Впрочем, и на Западе есть политики, критикующие ЕС за слишком скорый возврат к переговорам - министр иностранных дел в теневом кабинете Великобритании Уильям Хейг уже назвал призыв властей страны к возобновлению диалога с Россией «полностью неверным сигналом».



XS
SM
MD
LG