Ссылки для упрощенного доступа

Российская политика остается сферой мужских авторитетов


Личность и образ супруги главы государства в современной европейской и американской традициях - важный элемент политической жизни, причем, не только во время предвыборных кампаний. Сейчас, после победы Барака Обамы на президентских выборах в США, пристальное внимание приковано к личности его супруги Мишел и той роли, которую она может сыграть в жизни страны. А во Франции огромный интерес вызывает все, что сказала, сделала или спела супруга президента Саркози Карла Бруни.


А почему в России первой леди не видно на экранах? Психолог Ольга Маховская считает, что «понятия "первая леди" в российской политической культуре сейчас фактически не существует. И никогда ранее не существовало. Российские женщины всегда находились в тени мужчин.


Это связано с отечественной моделью семьи, которая вытекает из модели религиозной. Мужчина в России наделен невероятным авторитетом. Он вне семейных дел, связанных с детьми, воспитанием, даже с хозяйством. Поэтому и политики чувствуют себя неловко в ситуации, когда нужно «демонстрировать» жен. Мы видели Путина, который появлялся без жены, что порождало разные слухи. Мы видим, что российских первых леди показывают лишь в тех случаях, когда они занимаются благотворительностью. Их деятельность показывают как более низкую по статусу, отдельную от того, чем занимаются их мужья. Российская политика по-прежнему остается вотчиной мужских авторитетов.


Конечно, во всяком правиле есть исключения. В России есть женщины-политики, есть члены правительства, есть губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. В православии тоже есть понятие богоматери. Невероятными качествами наделяются исключительные женщины. Им придается высокий статус, и им позволяется выполнять функции, сходные с мужскими. Вот Валентина Матвиенко, видимо, попала в область мужских предпочтений. В России бывали и императрицы, но это, скорее всего, исключения, которые подтверждают правила. Чтобы стать женщиной-политиком, нужно пойти на очень большое количество компромиссов, доказать, что твои амбиции нисколько не нарушают амбиций основного, мужского по сути, политического пантеона.


Социально-психологическая функции женщины – скорее, материнская, а не супружеская. Это женщина-покровительница, она беспокоится о том, чтобы создать атмосферу в ближайшем окружении мужчины, которая бы позволяла ему максимально реализовать свои амбиции. Она, конечно, беспокоится о мужчине и о том, чтобы все его окружение было послушным. Она настраивает это окружение на поддержку безусловного авторитет главного человека - мужчины, отца.


Отсутствие рядом с Владимиром Путиным первой леди в пору его президентства можно объяснить и какими-то личными качествами, профессиональной подготовкой Путина, может быть, особенностями его семейных отношений. Но вот пришел Дмитрий Медведев, человек более молодой, почти на поколение младше Путина, с очень активной и, в общем, хорошо выглядящей женой. Традиции - очень сильная вещь, поскольку она влияет не столько на молодого и, может быть, европейски ориентированного президента, сколько на окружение. Однако на международных встречах Медведев будет пытаться вписываться в какой-то другой, не отечественный формат. И там мы увидим его супругу.


Может быть, супруга поведет себя более активно и будет бороться за статус первой леди. Но мы видели по опыту Раисы Горбачевой, что это вызывало негативную реакцию в народе и в ближайшем окружении. Чрезмерная роль жены, ее тайное влияние на первое лицо рассматривается как очень опасный фактор.


Это не хорошо и не плохо, что российская политика устроена именно так. Вот у нас такие традиции. Но традиции меняются – и поменялись сами женщины. Мы видим, что если в политике женщинам не удается заниматься ключевые позиции, они могут выполнять некую риторическую роль. В Государственной Думе очень много красивых спортсменок, которые вряд ли по сути являются профессиональными политиками. Мы видим, что в бизнесе женщины занимают ключевые посты. И в науке мы видим продвижение этой же тенденции. В периоды, когда требуется продолжительная, систематическая работа, женщина-лидер оказывается более удачной фигурой. Они занимают лидерские посты, но расплачиваются за это своей личной жизнью. Потому что если женщина становится рядом с мужчиной, скрытым культурным предписаниям ей отказывается в личном счастье.


Оружие русской женщины состояло до сих пор в том, что она была тайной властью - и в семье, и везде, где она работала. Она это делала не прямо, а с помощью каких-то интриг. Она была неформальным лидером. За хорошей яркой фигурой реализованного мужчины, как правило, видна компетентная, очень адекватная, уравновешенная женщина. Но в России волна феминизма привела, на мой взгляд, к обратному эффекту. Открытая борьба женщин за ключевые позиции вызвала осознанное сопротивление. И политика в общественном сознании пока остается закрытой для российских женщин областью».


XS
SM
MD
LG