Ссылки для упрощенного доступа

Ипотека: банки-кредиторы смогут продавать оставленные в залог квартиры без решения суда


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Любовь Чижова.



Евгения Назарец: Сегодня представители Министерства регионального развития РФ в рамках правительственного часа расскажут депутатам Госдумы о том, как продвигается реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Обсуждение этой животрепещущей темы происходит на фоне предложений депутатов разрешить банкам-кредиторам продавать оставленные в залог ипотечные квартиры без решения суда. Изъятое жилье будут реализовывать на аукционах, а должников выселять без предоставления жилплощади.



Любовь Чижова: Похоже, национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» так и останется задумкой фантастической. Виной всему - финансовый кризис. Люди теряют работу, не могут выплачивать банкам ипотечные кредиты даже за квартиры, купленные по программе «Доступное жилье», и депутаты решили помочь финансовым структурам упростить процедуру реализации заложенных квартир. Как пишут российские СМИ, для того, чтобы лишится квартиры, не обязательно быть злостным неплательщиком: достаточно три месяца не выплачивать кредит, и тогда ему предложат два варианта - либо добровольно отказаться от жилья, либо идти в суд. Заставить человека согласиться продать квартиру несложно: ему могут повысить процентную ставку, сократить срок выплаты кредита и так далее. Суд, вероятнее всего, встанет на сторону банка, так что другого выхода у должника не будет. Представитель Агентства по ипотечному кредитованию Анна Ярцева считает, что эта схема будет выгодна всем…



Анна Ярцева: Речь идет не столько о продаже квартир без суда, сколько о внесудебном способе разрешения взыскания задолженности по ипотечному кредиту. Для заемщика и для кредитора досудебная и внесудебная процедуры урегулирования вопросов по задолженности является гораздо более удобными, потому что позволяют сэкономить время и средства и не расходоваться на судебные процедуры, и не накапливать пени и штрафы по кредитам. Речь идет о том, чтобы в российском законодательстве была закреплена жестко норма и процедура, по которой будет производиться подобное урегулирование.



Любовь Чижова: А что будет с теми гражданами, которые не могут выплатить ипотеку, с теми, которые живут в уже заложенной квартире и другого жилья у них нет?



Анна Ярцева: В настоящих условия в России кредиты выдаются с определенным размером суммы первоначального взноса. Собственно, этот взнос является средствами заемщика, которые в случае, если он попала в сложную финансовую ситуацию, могут быть ему возвращены. Кроме того, заемщик получает право на достаточно быстрое получение этих денег и может расходовать их в том числе на аренду жилья или на приобретение жилья более низкого качества или меньшего размера.



Любовь Чижова: Если реально оценить обстановку, скольких людей в принципе вот это нововведение может коснуться?



Анна Ярцева: Мы можем на сегодняшний день оперировать лишь той статистикой, которой располагаем. В настоящий момент агентство рефинансировало 132 тысячи закладных, из которых около 2 тысяч находится в судебном производстве.



Любовь Чижова: Будут ли россияне продолжать брать ипотечные кредиты и будут ли банки продолжать выдавать россиянам ипотечные кредиты?



Анна Ярцева: В настоящий момент агентство предпринимает усилия для того, чтобы предложить максимальные возможности для рефинансирования кредитов у банков. Таким образом, у финансовых организаций появятся средства для выдачи новых ипотечных кредитов. Судя по тому, что мы читаем в СМИ, у многих банков увеличится спрос на предоставление ипотечных кредитов, что говорит о том, что граждане готовы брать кредиты на улучшение жилищных условий.



Любовь Чижова: Итак, если человек больше не может платить за ипотечную квартиру, ему возвращают сумму залога, уже выплаченный долг (без учета процентов) и теоретически, предоставляют ему социальное жилье - общежитие. Однако некоторые эксперты считают, что этого делать не обязательно - по их мнению, это чрезмерная забота о банкротах, которые все-таки не являются представителями беднейшей части россиян и сами смогут о себе позаботиться. Член экспертного совета аппарата уполномоченного по правам человека Виктор Косарев этими предложениями депутатов возмущен…



Виктор Косарев: Сейчас над их головами заносится топор. Они будут нервничать, переживать, многие могут этого не выдержать. За их судьбы будут ответственны те депутаты от власти, которые решили обсуждать эту проблему.



Любовь Чижова: А как вы относитесь к инициативе некоторые депутатов ввести уголовную ответственность за просрочку платежей по кредитам?



Виктор Косарев: Все эти действия направлены против простых граждан с тем, чтобы их стимулировать выполнять некие обязательства якобы для того, чтобы нивелировать негативное влияние мирового кризиса. Мне кажется, что это все будет крайне малоэффективно, потому что наша экономическая система зависит прежде всего от того, что происходит на Западе, прежде всего от того, насколько высока цена на нефть, а она, как вам известно, падает и будет продолжать падать. Это бессмысленный, бездумный удар по зарождающемуся среднему классу. Люди, которые смогли сформироваться вне рамок этих нефтяных доходов, получают на свою голову удар. Попытку убрать из этой схемы суд я расцениваю, как попытку исключить закон из нашей общественной, экономической жизни. Суд - это основа для рассмотрения таких дел, конфликтных дел.



Любовь Чижова: Представители, например, Агентства ипотечного жилищного кредитования, напротив, говорят о том, что суд только осложняет процедуру. Будет проще договориться неплательщику и банку так, без суда, и полюбовно разойтись. Человеку вернут первоначальную сумму его взноса, какие-то выплаты, ну, без учета процентов, естественно, и пусть он, что может найти на эти деньги, то и приобретает.



Виктор Косарев: Это лукавство. Вы понимаете, что суд как раз и есть та инстанция, с которой влиятельный банк, у которого есть, кстати, юристы, будет решать вопросы с маленьким человечком. А теперь, когда у банка есть нож в руках, неужели он будет с ним договариваться, с этим человеком? Он будет защищать свои интересы, и суд - это преграда. Пока идет судебное заседание, человека не выселяют, а теперь его могут начать выселять в любой момент.



Любовь Чижова: А куда будут выселять людей из ипотечных квартир? У нас существует какой-то жилищный фонд?



Виктор Косарев: Люди, которые проводят эту реформу, могут вам рассказать сказочку про то, что это будет предусмотрено, и никто не пострадает. Таких сказочек мы слышали очень много. На практике в очередной раз подобные инициативы могут стать основной для колоссальной социальной катастрофы. Банки и другие экономические агенты - это не меценаты, они так и говорят: мы не меценаты, мы не благотворители. Вот принято решение, никто рассматривать с точки зрения эмоций или с точки зрения того, куда человеку идти, не будет вопрос. У банков будет право без суда решать судьбы человека в погоне за своей экономической прибылью, они будут решать так, как им советует экономическая выгода. Никто на людей обращать внимания не будет.



Любовь Чижова: Из российских регионов приходят сообщения о том, что местные банки уже накладывают арест на имущество должников, которые не рассчитали свои силы и допустили просрочки по выплатам. Пока речь идет о десятках случаев, но с каждым месяцем их будет становиться все больше. На днях в Москве прошел первый пикет в защиту владельцев квартир, купленных по ипотеке. Участники акции обратились к властям с требованием помогать не только банкам, но и пострадавшим от кризиса заемщикам.


XS
SM
MD
LG