Ссылки для упрощенного доступа

Проблема детского алкоголизма в России


Ирина Лагунина: Только по официальной статистике алкоголизмом страдают более 12 тысяч российских детей. В обществе продолжают существовать мифы о том, что пить - приятно, весело и даже престижно, немалая роль в поддержании этих мифов принадлежит рекламе. Над темой работала Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская : Даже официальная статистика алкоголизации российского подрастающего поколения впечатляет: 12 тысяч детей-алкоголиков – это немало. Но на самом деле, сколько детей в стране пьет, не знает никто, но врачи предполагают, что это могут быть сотни тысяч. Опросы показывают, что массовые потребители слабоалкогольных напитков - это девочки 14-15 лет и мальчики 15-16-ти, причем около 10 процентов из них выпивают зараз больше пол-литра. При этом и подростки, и подавляющее количество опрошенных учителей считают, что такие напитки и даже слабые наркотики практически безвредны.


Откуда такое пристрастие подростков и молодежи к алкоголю? Почему это модно? Говорит пресс-секретарь проекта "Молодежь против алкоголя", проводимого карельским журналом "Ладога" в Сортавала Ольга Ипатова.



Ольга Ипатова: Год назад мы проводили свое местное исследование, считали количество пивной рекламы. Есть такой канал ДТВ, который, как ни странно, очень любят молодые люди от 17 до 21 года. На протяжении одного фильма они насчитали от 20 до 25 роликов рекламы различного пива. Это идет и нарушение законодательства, и на сегодняшний день надо все-таки в России больше смотреть плохое законодательство, но и оно не соблюдается. Такое количество вот этой алкогольной рекламы! Финские коллеги, когда приезжают и смотрят наше телевидение, они просто остаются в тихом шоке от ее именно количества.



Татьяна Вольтская : Между тем сами финны, в основном, не склонны считать рекламу прямой виновницей подросткового алкоголизма. Виновато, скорее, само общество, которое относится к употреблению алкоголя благосклонно, в том числе журналисты, - считает представитель Северо-Карельского центра общественного здоровья в городе Йоенсуу, журналист Пенти Вяйсто.



Пенти Вяйсто: Почему такое положение вещей? Наверное, у журналистов отношение к алкоголю такое же, как у 90 процентов остальных граждан, которые пьют алкогольные напитки. Если ты напишешь что-то плохое об алкоголе, о его употреблении, которым и ты занимаешься, наверное, неприятное ощущение возникнет и у тебя, и у читателя. Курят меньше, чем пьют, поэтому легче написать про курение, что оно является причиной онкологических заболеваний, чем про алкоголь, хотя он виновник тех же болезней, - чтобы не причинять неприятности читателю.



Татьяна Вольтская : Пенти Вяйсто считает, что не надо перекладывать ответственность за употребление алкоголя на компании, производящие алкоголь, надо говорить о том, что личность сама несет ответственность за свое поведение. Что же касается рекламы, то в 2006 году в финский закон «Об алкоголе» были внесены изменения, запрещающие рекламу алкоголя с 7 утра до 9 вечера, но при этом многие популярные у подростков сериалы идут как раз после 9. В Финляндии сейчас организуются целые антиалкогольные кампании, ориентированные на молодежь и подростков, - например, кампания «В пьяном виде ты идиот», одно из используемых средств - фотографии молодых людей и подростков, красивых, модных, но пьяных, в таком виде, которого действительно можно постыдиться. Есть и движение под названием «Пьяный бунт», которое, можно сказать, замахивается на святое - оспаривает место алкоголя в обществе и связанные с алкоголем мифы. Например, миф о том, что алкоголь веселит или придает человеку уверенности в себе.


Реклама алкоголя - это не главное зло, вряд ли можно сделать так, чтобы ни алкоголя, ни наркотиков не было, - так считает и руководитель российского, петербургского движения «Ровесник-ровеснику» Марина Орлова.



Марина Орлова: Скорее, там надо как-то научиться жить в том мире, где это существует. И уж гораздо больше пользы будет, если каждый взрослый человек, увидев, что кому-то из подростков в магазине продают алкоголь, сделать замечание продавцу. Потом очень важно, мне кажется, не забывать о том, что если мы говорим о журналистах, это не только реклама, а те статьи, которые выходят. Иногда статьи вроде как должны носить какой-то защитный характер, но единственное, что они делают, они провоцируют начало употребления. Те вещи, о которых не нужно забывать, скорее, надо тогда воспитывать в человеке умение сказать «нет», уверенность. И какая разница, кто что идет в кафе пить? Если я не хочу употреблять алкоголь, то никакая реклама, никакие друзья на меня не подействуют, я смогу сказать, что я не хочу, если во мне будут развиты какие-то социальные навыки.



Татьяна Вольтская : Реклама - не главное, - считает и корреспондент газеты «Великая эпоха» Оксана Щеткина.



Оксана Щеткина: Конечно, реклама – это только маленький кусочек того, что воздействует на человека в плане принятия решений о том, употреблять ли и в каких количествах. Конечно, злоупотребление, на мой взгляд, связано с тем, что человек не может справиться с какими-то внутренними проблемами. То есть это проблема именно личности. Какие-то вещи, которые могли бы, наверное, решать, может быть, и другим путем, не только ограничением рекламы.



Татьяна Вольтская : Например, откровенным разговором о проблеме.



Оксана Щеткина: Я заметила одну вещь, что наши финские коллеги очень открыто говорят о своей проблеме. Настолько они изучили это, настолько у них самокритичный подход к этому, и я надеюсь, что у нас будет нечто подобное.



Татьяна Вольтская : А вот координатор проектов общественной организации «Взгляд в будущее» Людмила Малышева, наоборот, считает, что финны обсуждают проблему слишком жестко, и для России это не подходит.



Людмила Малышева: Там совершенно другая ситуация. Вот пример с работой сайта по наркопрофилактике – у нас совершенно другая ситуация. Они работают с использованием других методов. То есть у них все более дозволено и спокойно. Они, например, на сайте обсуждают проблемы употребления наркотиков, то есть могут прийти люди, которые употребляли наркотики, и обмениваются своим опытом негативным, какие-то пути решения, выходы из этой ситуации ищут. У нас таких интернет-ресурсов, конечно, нет, и я думаю, что, может быть, даже они и не нужны. Есть такая точка зрения, что информация о том, как что употребляется, какие последствия, она может использоваться не во благо. Разные подходы, разные ситуации в странах.



Татьяна Вольтская : Самая большая разница, конечно, в государственной поддержке.



Людмила Малышева: Там конечно, это больше. И вот некоммерческие организации очень активно получают финансирование от Министерства здравоохранения.



Татьяна Вольтская : Насколько серьезна проблема, можно понять из слов главного нарколога Ленинградской области Евгения Крупицкого.



Евгений Крупицкий: В каждому районном наркокабинете, помимо взрослого нарколога, есть подростковый. По данным за первое полугодие 2008 года, на учете больных алкоголизмом несовершеннолетних стоит 14 процентов от общего числа. Подростковый алкоголизм есть. Лечить его, к сожалению, гораздо сложнее, чем взрослый алкоголизм. Социальный слой, как правило, из неблагополучных семей, подростки, живущие часто на улице, очень часто зарабатывающие на жизнь криминальным путем. Лечить такой контингент очень сложно. Единственный способ на сегодняшний день решить эту проблему – это полностью воздерживаться от употребления алкоголя. Это подразумевает мотивацию, человек должен захотеть эту проблему решать. Насильно вылечить кого бы то ни было мы не можем. Если у взрослого человека личностная структура уже достаточно зрелая, то у подростка эта мотивация возникает крайне редко. Когда комиссия по делам несовершеннолетних привозит таких подростков, они очень часто сбегают – через щелочку в двери, через форточку, потому что они не настроены.



Татьяна Вольтская : Поэтому предупредить подростковый алкоголизм гораздо легче, чем вылечить. Именно на это ориентировано движение «Ровесник ровеснику». Марина Орлова…



Марина Орлова: Это молодежное волонтерское движение, которое занимается профилактикой рискованного поведения. Мы пытаемся работать на формирование отношения. Это работа с ценностями, это предоставление альтернативы, это работа на потребности подростков, обучающие тренинги, программы личностного роста, тематические занятия, которые направлены на профилактику рискованного поведения, предоставление возможной альтернативы, участие в международных программах – все то, что может быть интересно для подростков.



Татьяна Вольтская : Если подросткам неинтересные какие-то пресные вещи, которые вы предлагаете, допустим, как вы их заманите к себе?



Марина Орлова: Скорее, здесь работает принцип такого «сарафанного радио»: если мне здесь хорошо, я позову сюда своих друзей. И подростки идут туда, где им тепло, где им хорошо, где можно попить чай, кофе, посидеть в интернете. Где их спросят, как у них дела, где им будут рады. И только потом уже на этом можно будет формировать мотивацию на участие в пропаганде здорового образа жизни.



Татьяна Вольтская : А вот общественная организация «Взгляд в будущее» осуществляет свои проекты непосредственно в школах. Людмила Малышева…



Людмила Малышева: Мы работает по программам профилактики поведения высокой степени риска среди подростков и молодежи. Но сейчас у нас основная деятельность – это проведение различных программ и проектов непосредственно в местах, так скажем, скопления молодежи. Уличные профилактические мероприятия. Основные формы работы у нас – это проведение интерактивных тренингов по программе профилактики. У нас разработана программа из 20 встреч, каждая встреча посвящена определенной теме. Занятия проводят специалисты нашей организации.



Татьяна Вольтская : Но, на мой взгляд, самые интересные и детально разработанные формы работы здесь - для школ. Например, Игры по станциям, которые проводились в 10 школах в 3 районах города в рамках проекта «Профилактика алкоголизма и наркомании». Что же это за станции?



Людмила Малышева: Семь команд учащихся по 10-15 человек собираются в актовом зале, им выдаются маршрутные листы, и каждая команда начинает со своей станции свой маршрут, и, переходя от станции к станции, ребята зарабатывают баллы. И в конце выявляется победитель игры. Каждая станция, она… ну, например, «Умей сказать нет»: рассматриваются различные ситуации предложения алгоколя или табака, может быть, в компании или в каких-то других ситуациях – какую мотивацию можно использовать для того, чтобы отказаться. Причем чтобы этот отказ не выглядел «а я не хочу, не буду отстаньте от меня», а мотивированный совершенно отказ, который можно применить, может быть, и в реальной жизненной ситуации. Можно привлечь третьих лиц, например, перевести, может быть, даже стрелки разговора, отвлечь людей, которые очень настырно что-то предлагают. Может быть, взять инициативу на себя, если это в плане предложения алкоголя, например, сильного, можно налить сок и сказать тост. Можно, в конце концов… обманывать нехорошо, но в этой ситуации, когда речь идет о твоей безопасности и о сохранении, может быть, здоровья, можно обмануть, сослаться на то, что «я принимаю лекарства, у меня болит голова», и я думаю, что все люди и поймут.



Татьяна Вольтская : Другая станция – более информативная, она называется «Правильный выбор».



Людмила Малышева: Ребятам нужно пройти минное поле из карточек, которые разложены на полу. Переворачиваем – на обратной стороне вопрос. Правильные ответы на вопросы позволяют выстроить дорожку по этому минному полю. Делаем акцент на лиц не старше 18 лет, например, и здесь мы делаем акцент на то, чтобы прозвучало, что алкоголь не просто влияет на здоровье, а алкоголь влияет на снижение самоконтроля.



Татьяна Вольтская : И все же самая важная станция, по-моему, та, что посвящена развенчиванию мифов.



Людмила Малышева: Например, о том, что алкоголь согревает, веселит и придает общительности. Мы предлагаем ребятам вот эти мифы рассмотреть, насколько они реальны и что происходит на самом деле. Станция так и называется – «Мифы и реальность». Порой действительно считают, что так и есть, не считают, что это миф. Поэтому здесь уже задача и мастерство ведущего именно разъяснить, что нет, ребята, это не так, это мнение ошибочно.



Татьяна Вольтская : Говорила координатор проектов общественной организации «Взгляд в будущее» Людмила Малышева.


XS
SM
MD
LG