Ссылки для упрощенного доступа

"Международная амнистия" о российско-грузинском вооруженном конфликте


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Александр Гостев : Правозащитная организация "Международная амнистия" заявила, что в так называемых буферных зонах у Южной Осетии царит беззаконие. По данным организации, опубликовавшей специальный доклад об обстановке в зоне грузино-осетинского конфликта, в последние недели поступали сообщения о грабежах, стрельбе, взрывах и похищениях людей в этих районах. Около 24 тысяч этнических грузин не могут вернуться в свои дома. Над этой темой сегодня работал мой коллега Данила Гальперович.


Данила, здравствуйте! Вам слово.



Данила Гальперович : Здравствуйте, Александр! Надо сказать, что доклад "Международной Амнистии", который вышел пока только в английском варианте, это очень объемный документ (69 страниц), в котором подвергнута анализу вся ситуация, сложившаяся в районе конфликта после прямой вооруженной стыки России и Грузии. Подвергнута эта ситуация самым разным рассмотрениям, самому разному анализу и с точки зрения международного права, в том числе, "законов войны", так называемых, и с точки зрения ситуации с беженцами и вынужденными переселенцами, с точки зрения сотрудничества властей обеих стран с неправительственными организациями и международными организациями вообще по установлению истины, по установлению причин этого конфликта. Конечно же, отражены свидетельства очевидцев, с которыми поговорила сама "Международная амнистия", ее представители в Грузии и Южной Осетии и Северной Осетии. В частности, в докладе констатируется, что грузинская армия вошла на территорию Южной Осетии около 11 вечера 7 августа, и перед этим в течение нескольких часов город Цхинвали подвергался артиллерийскому и ракетному обстрелу, а также бомбардировке авиации в ограниченном масштабе. По свидетельствам очевидцев, говорится в докладе, чтобы просто не говорить об односторонности международных организаций, эта стрельба была беспорядочная, совершенно не избирательная, использовались установки "Град", которые заведомо не избирательны. Говорится много, конечно, о том, что делала в ответ российская сторона. Это и 75 налетов на территорию Грузии, по утверждению грузин.


Я говорил о самом докладе и о выводах, о беспокойствах, которые там отражены с Николой Дакворт, директором европейских и центральноазиатских программ "Международной Амнистии" Николой Дакворт. Первый вопрос, который я задал ей, что в Что в ситуации конфликта России и Грузии больше всего беспокоит "Международную амнистию"?



Никола Дакворт : Я думаю, что если говорить о времени, прошедшем с начала конфликта, то больше всего нас беспокоят две вещи. Во-первых, это его последствия, в частности то, что десятки тысяч людей по-прежнему не могут вернуться в покинутые ими дома, во всяком случае, в ближайшей перспективе, а те, кто попытался, нашли эти дома разрушенными. Когда мы говорим о людях, не имеющих возможность вернуться домой, речь идет в основном о грузинах, живших в Южной Осетии. Надвигается зима, и, естественно, мы обеспокоены положением этих людей. Это беспокойство не несет какого-либо политического смысла или оттенка, как некоторые полагают. И, во-вторых, мы очень серьезно обеспокоены тем, как стороны вели себя в той фазе конфликта, когда, собственно, ими велись боевые действия. При расследовании, которое мы провели для этого доклада, нами была получена ясная информация, свидетельствующая о том, что все стороны конфликта нарушили так называемые «законы войны», что они не защитили гражданское население.


Также мы озабочены тем, что ситуация между Россией и Грузией очень политизирована, идет война слов, и каждая сторона обвиняет другую в совершении военных преступлений. Из-за этого мы считаем, что нужно провести настоящее независимое и беспристрастное расследование того, что произошло, чтобы определить ответственных за многочисленные нарушения международного гуманитарного права и привлечь их к ответственности. Потому что без установления истины обеим сторонам в решении этого конфликта будет очень трудно как-либо продвинуться вперед.



Данила Гальперович : Как повлияло на ситуацию признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии и заключение с этими территориями договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, а также последующие заявления о том, что Россия разместит там свои войска?



Никола Дакворт : Большинство наблюдателей отмечают, что это был в какой-то мере неожиданный шаг, и он усилил напряженность между Россией и Грузией. Как результат этого шага мы видим трудности, с которыми столкнулось международное сообщество, пытаясь получить доступ на территорию Абхазии и Южной Осетии. Как вы знаете, было достигнуто соглашение, в результате которого наблюдатели Евросоюза должны быть там размещены, примерно около 200, но наша озабоченность состоит в том, что эти наблюдатели сами не могут попасть на территорию Абхазии и Южной Осетии. И поэтому международному сообществу крайне трудно судить о том, что там сейчас происходит, в отличие от других зон в Грузии, куда наблюдатели доступ получили. Учитывая то, что о конфликте поступала противоречивая и часто противоположная информация, мы считаем важным, чтобы беспристрастные наблюдатели сыграли в прояснении ситуации свою большую роль и рассказали бы о том, как на этих территориях обстоят дела. Это бы заодно усилило и безопасность мирных граждан, в особенности вокруг Южной Осетии, где, по последним сообщениям, продолжаются перестрелки и похищения.



Данила Гальперович : Во время и сразу после боевых действий в августе обе стороны называли совершенно различные цифры погибших и раненных. Какая оценка численности жертв дается в вашем докладе?



Никола Дакворт : То, что отражено в нашем докладе - это данные, поступившие из различных источников. Известно, что российская сторона после грузинской атаки на Цхинвали 7-8 августа сообщала о тысячах погибших. Потом российские официальные лица начали говорить уже о меньшем числе погибших, и речь шла не о тысячах, а о сотнях. Когда мы обратились к грузинской стороне, это было 7 октября, то ее представители сообщили нам о 405 погибших. В это число включаются более 220 гражданских лиц и около 180 военнослужащих, из которых более 40 еще не опознаны. Цифры оказались намного меньше, чем говорилось вначале, речь идет о сотнях, а не о тысячах, но, тем не менее, тысячи людей были ранены и пострадали. И еще надо помнить, что число погибших гражданских лиц значительно превышает число погибших солдат. Гибель и военных, и гражданских, безусловно, трагедия, но это лишь подтверждает другой пункт нашего доклада, где мы отмечаем, что на мирных людей легла вся тяжесть боевых действий.



Александр Гостев : Данила, спасибо!



XS
SM
MD
LG