Ссылки для упрощенного доступа

Обсуждается идея организации сопровождения кораблями ВМФ России в Аденском заливе иностранных судов на коммерческой основе


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров и Ян Рунов.



Александр Гостев: В российском военном ведомстве обсуждается идея организации сопровождения кораблями Военно-морского флота России в Аденском заливе иностранных судов на коммерческой основе. Об этом пишет сегодня газета «Газета», ссылаясь на источники в ВМФ России. По данным издания с просьбами такого рода к России уже обратилось несколько стран. Однако эксперты считают, что подобная «коммерциализации» безопасности в Аденском заливе недопустима. По их мнению, речь идет не об интересах отдельной взятой страны или компании, а о мировой торговле в целом. Специалисты сходятся в одном: эффективно бороться с сомалийскими пиратами можно исключительно силами всех заинтересованных государств.



Мумин Шакиров: Аденский залив - кратчайший путь из Индийского океана к берегам Европы. Около двухсот судов в сутки проходят через этот водный коридор, направляясь к Красному морю и, минуя Суэцкий канал, попадают в Средиземноморье. Альтернативы практически нет, так как другой маршрут лежит через африканский мыс Доброй Надежды и увеличивает время в пути на 2-3 недели, а, следовательно, и стоимость перевозок. Накануне премьер-министр переходного правительства Сомали Нур Хасан Хусейн признал, что собственными силами власти страны справиться с пиратами не могут. Несколько дней назад в плен к морским захватчикам попали греческий балкер с 25 членами экипажа, таиландское рыболовецкое судно с командой из 16 человек и принадлежащий Гонконгу флагманский корабль, перевозивший в Иран зерно. Самый крупный куш пираты сорвали в конце прошлой недели, захватив принадлежащий Саудовской Аравии танкер с 2 млн баррелей нефти на борту общей стоимостью 100 миллионов долларов. В Аденском заливе дежурят военные корабли НАТО и других европейских стран. Россия несколько недель назад отправила к берегам Сомали сторожевой корабль Балтийского флота «Неустрашимый».


На недавнем брифинге для прессы представитель американского госдепартамента Шон Мак Кормак сообщил, что Пятый военно-морской флот США внимательно следит за ситуацией в Аденском заливе. Рассказывает корреспондент Радио Свобода из Нью-Йорка Ян Рунов.



Ян Рунов: Что касается дипломатии, то США обсуждают вместе с другими членами Совета безопасности ООН, какие действия могут быть предприняты, сказал Маккормак. Он признал, что возможности ООН в сложившейся ситуации ограничены. Маккормак сказал, что корабли России, НАТО, европейских стран обеспечивают доставку гуманитарных грузов в Сомали и пытаются предотвратить захват пиратами новых судов.


На брифинге был поднят вопрос о выкупе. Принципиальная позиция США - не вступать в переговоры с террористами и пиратами и никакого выкупа не предлагать. Но у других стран иная позиция. Почему? Вот мнение Питера Пама - директора Нельсоновского института внешнеполитических и общественных исследований при Университете Джеймса Медисона.



Питер Пам: Примерно 11 процентов мирового экспорта нефти доставляется морским путём в районе Африканского рога. Для сомалийцев единственно выгодный бизнес - это получение выкупа за захваченные суда. В этом году они заработали на пиратстве более 50 миллионов долларов. Это для Сомали огромная сумма. Владельцы судов и страховые компании считают, что выгоднее уплатить выкуп, чем покупать новое судно. Сейчас в среднем приходится платить пиратам за каждое судно 1 миллион долларов. Строительство саудовского танкера, спущенного на воду всего шесть месяцев назад и захваченного пиратами 17 ноября, обошлось в 150 миллионов долларов. Нефть в танкере стоит еще 100 миллионов. И я думаю, владельцы танкера предпочтут уплатить какую-то сумму, чтобы вернуть себе судно.



Ян Рунов: В Аденском заливе сейчас находятся три корабля НАТО и несколько кораблей из Пятого американского флота. Однако, по словам представителя военно-морских сил Соединенных Штатов Джейн Кэмпбелл, морское патрулирование не может предотвратить нападения пиратов в широчайшем морском пространстве, через которое ежегодно проходит более 20 тысяч судов.



Мумин Шакиров: Так платить или не платить пиратам за освобождение судов, грузов и заложников? Главный редактор сетевого журнала «Морской бюллетень Совфрахт» Михаил Войтенко считает, что никто не может запретить владельцам танкеров и сухогрузов выкупать грузы и людей?



Михаил Войтенко: Извините, я частник, мое судно захватили, мои люди на этом судне сидят. Что они со мной сделают, как они мне запретят? Я найду способ заплатить пиратам. Второе, если бы, предположим, мне действительно запретят, а технически это сделать невозможно, знаете, что сделают пираты? Я могу вам сказать, что они сделают. Они заберут экипаж и будут его поштучно продавать родственникам. Это тоже запретить? Меня, честно говоря, очень раздражают вот эти разговорчики о том, платить или не платить. Это, видите ли, кого-то там поощряет. Надо соединить усилия и совместно бороться.



Мумин Шакиров: Защищать корабли других стран от пиратов "на коммерческой основе" силами российского военно-морского флота Михаил Войтенко считает абсурдным. По его мнению, ущерб наносится не отдельной стране или компании, а всей мировой торговле.



Михаил Войтенко: Мировое судоходство, коммерческое судоходство, оно очень интернационализировано и глобализировано, его нельзя воспринимать как нечто отдельно взятое. Взять нормальное судно, вот океанский контейнеровоз, предположим, компании "Майерс", он принадлежит компании "Майерс", оператор - еще какой-то, флаг у него удобный, какой-нибудь Либерии, экипаж - 5-6 национальностей. А груз - эти, предположим, 7-8 тысяч контейнеров с азиатскими товарами - он расползется равномерно по всей Европе, в том числе по России тоже.



Мумин Шакиров: Еще большее раздражение вызывает у Михаила Войтенко идея зарабатывать на сопровождении российских судов.



Михаил Войтенко: Что это значит? Военно-морской флот начнет на коммерческой основе проводить суда, от грузов которых зависит экономика, в том числе, страны, которой принадлежит данный Военно-морской флот. Это неприемлемо.



Мумин Шакиров: Идея вооружать экипажи торговых судов также сомнительна, убежден Михаил Войтенко. Не каждая страна решится пускать в свои порты экипажи с оружием на борту. Остается доверить безопасность людей и грузов исключительно военно-морским силам разных стран, но и тут надо соблюдать международные нормы. Об этих тонких юридических моментах рассказывает профессор, специалист в области морского права Василий Гуцуляк.



Василий Гуцуляк: Если речь идет об открытом море, то есть той части мирового океана, которая не подпадает под юрисдикцию ни одного из государств, то в этом случае действует положение Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. В соответствии с ее положениями, любой военный корабль, встретивший судно, которое подозревается в пиратстве, может его остановить, досмотреть и предпринять все меры, если имеются достаточные основаия подозревать, в соответствии с собственным законодательством, то есть фактически осуществлять уголовное преследование. Если же речь идет о территориальном море любого государства, то понятно, что здесь действует исключительно законодательство сооветствующего государства. Например, если речь идет о территориальном море России, то понятно, что здесь имею действие или распространяюся исключительно нормы Уголовного кодекса Российской Федерации. Но если мы говорим в данном случае о Сомали, то здесь ситуация уникальная. Здесь можно говорить о действии резолюции Совета безопасности, принятой полгода назад, в соответствии с положениями этой резолюции любое государство сегодня имеет право использовать свои военные корабли, в том числе, и в территориальном море Сомали.



Мумин Шакиров: Готовых решений, как эффективно бороться с сомалийскими пиратами, пока нет. Но эксперты едины в одном: безопасность в Аденском заливе можно обеспечить только сообща - силами НАТО, других европейских государств и России.


XS
SM
MD
LG