Ссылки для упрощенного доступа

В Третьяковской галерее открылась экспозиция "Маэстрия пера"


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.



Сергей Тарасов : Отдел графики Третьяковской галереи представил в стенах своего музея очередной проект. Вслед за выставками, посвященными пастели и акварели, открылась экспозиция под названием "Маэстрия пера". Выполненные пером рисунки считаются самой изощренной из графических техник. Тему продолжает Лиля Пальвелева.



Лиля Пальвелева: Нет ничего удивительного в том, что на выставке есть рисунки, редко покидающие запасники, а то и совсем не выставлявшиеся - графика боится света. Ее место - в папках и показывать эти бумажные листы можно лишь изредка. Так что, сейчас посетители Третьяковки имеют редчайшую возможность и на виртуозные пейзажи Сильвестра Щедрина полюбоваться, и хрестоматийные врубелевские иллюстрации к Лермонтову не в репродукциях, а в подлинниках увидеть. К руководителю Отдела графики XVIII - начала ХХ веков Ирине Шумановой обратимся с таким вопросом.


Графика пером - это какая техника? Это то самое гусиное перо, которым Пушкин свои профили рисовал, или для такого рода рисунков использовались особые перья?



Ирина Шуманова: В том числе и то самое гусиное перо, которым на полях своих рукописей Пушкин создавал свои замечательные рисунки. Перо имеет множество вариантов. Эволюция этого инструмента и жесткий отбор материалов, из которых оно изготавливалось, произошел до того, как перо попало в Россию. В Россию перо пришло в классических формах - из перьев птиц маховых и из разного рода палочек, тростников. Тростниковое перо считается классическим.


Когда мы говорим именно о виде графики - рисунок пером - как самостоятельной графике, особенно в России, мы начинаем его с конца XVIII века. Перо пришло, и было продвигаемо Академией художеств. Потому что рисунок пером считался совершенно необходимым. Умение рисовать пером - это твердость руки, это выработка тех же навыков, например, при помощи которых музыканты вырабатывают свою технику, то есть упражнения, гаммы. Это та самая верность, твердость руки, тот самый профессионализм.



Лиля Пальвелева: Почему верность руки? Потому что поправки невозможны?



Ирина Шуманова: Поправки невозможны совсем, то есть не только неправильность, но неуверенность руки художника тут же фиксируется в той линии, которая остается на бумаге.



Лиля Пальвелева: Вы сказали, что рисунок пером пришел в Россию в XVIII столетии. Значит ли это, что и на вашей выставке самые ранние вещи датированы этим временем?



Ирина Шуманова: Да. Во-первых, здесь достаточно много работ иностранцев, работавших в России - это и Гонзаго, и Кваренги, и вообще архитекторы и скульпторы, которые также изучали перо в обязательном порядке. И вот таких работ достаточно много - архитектурных фантазий, копий, зарисовок с рельефов, скульптур, рисунков, созданных во время путешествий. С этого мы и начинаем. Мы доводим выставку до 10-х годов ХХ столетия. Лишь некоторые работы Ларионовой и Гончаровой созданы предположительно чуть позже.



Лиля Пальвелева: Ну а подлинный расцвет рисунков пером, сообщает Ирина Шуманова, произошел в «Серебряном веке», благодаря увлечению мирискусников книжной графикой.



XS
SM
MD
LG