Ссылки для упрощенного доступа

Москва опровергает утверждение Тбилиси об обстреле кортежа президентов Грузии и Польши


Программу ведет Валентин Барышников. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова, Александр Лемешевский.



Валентин Барышников: Москва опровергает утверждение Тбилиси об обстреле российскими военнослужащими кортежа с президентами Грузии и Польши. По данным Тбилиси, в воскресенье недалеко от Южной Осетии кортеж с Михаилом Саакашвили и Лехом Качинским был обстрелян с блокпоста, на котором находились российские и южноосетинские военнослужащие.



Любовь Чижова: Президентский лимузин с Михаилом Саакашвили и Лехом Качинским попал под обстрел возле границы с Южной Осетией в минувшее воскресенье около шести вечера. Как рассказал польский президент, он приехал в Грузию на торжества в честь пятой годовщины «революции роз», но потом решил вместе с грузинским президентом заехать в лагерь беженцев на границе с непризнанной Южной Осетией. Тогда-то по кортеж и был обстрелян: руководители Грузии и Польши заявили, что услышали несколько автоматных очередей. Грузинская сторона обвинила в организации обстрела Россию и назвала это провокацией.


Глава российского МИДа Сергей Лавров назвал утверждения грузинской стороны провокацией. «Когда президента приглашают на некий праздник в город Тбилиси, а потом сажают в машину и везут в другое государство, разве это не провокация? Никакой стрельбы с наших позиций, а также с позиций южноосетинских войск не велось», приводит слова Лаврова агентство РИА «Новости». Глава комитета по информации и печати Южной Осетии Ирина Гаглоева заявила: «Мы не имеем к этому никакого отношения, и со стороны Южной Осетии никто не стрелял».


Председатель комитета госбезопасности Южной Осетии Борис Аттоев уточнил, что южноосетинские пограничники в минувшее воскресенье действительно не пропустили на территорию республики кортеж президентов.



Борис Аттоев: Колонна в 30 автомашин подъехала к пограничному посту, была перепалка между пограничниками и вышедшими из головной автомашины людьми, которые заявили, что это колонна президента Грузии Саакашвили, и они намерены проехать в Ленингори. Но Ленингори является территорией Республики Южная Осетия. Пограничники Южной Осетии не пропустили колонну.



Любовь Чижова: Инцидент с обстрелом президентского кортежа в Грузии широко обсуждается в Польше. В начале президент Качинский уверенно обвинил в этом российскую сторону: он рассказал, что во время выстрелов слышал русскую речь, а российских миротворцев назвал «оккупантами XXI века». Вернувшись в Польшу, Лех Качинский уже не был столь категоричен: он попросил никого не винить в инциденте в Грузии, потому что маршрут, по которому ехал президентский кортеж, был изменен по его просьбе. Из Польши передает корреспондент Радио Свобода Александр Лемешевский.



Александр Лемешевский: Спикер польского Сейма Бронислав Коморовский, комментируя в понедельник утром инцидент в Грузии, назвал его «малосерьезным» и заявил, что случившееся «негативно повлияет на польско-российские отношения».



Бронислав Коморовский: Мне тяжело найти объяснение, почему так просто изменился запланированный ранее маршрут передвижения президента в Грузии и план его визита. Понимал ли он до конца, что план визита изменяется? Была ли польская сторона проинформирована о связанных с этим опасных моментах, и если да, то было ли принято это во внимание?



Александр Лемешевский: Лидер фракции левых в парламенте, бывший министр обороны, Ежи Шмайдзинский в свою очередь критически высказался о действиях окружения президента.



Ежи Шмайдзинский: Президент и его команда, прежде всего охрана не должна была соглашаться на поездку в неизвестность, на такие пункты программы, которые заранее охранники не могли посетить и оценить, достаточно ли там безопасно.



Александр Лемешевский: На вчерашней пресс-конференции в Тбилиси президент Качинский заявил, что стреляли русские и что он понял это «по обрывкам речи». Президент опроверг появившуюся в воскресенье вечером информацию о том, что он вместе со своим грузинским коллегой мог спровоцировать инцидент.



Лех Качинский: Я уже слышал, что это была наша общая идея - моя и президента Саакашвили. Так вот я со всей ответственностью заявляю, что такие домыслы, мягко говоря, далеки от правды, а если сказать по-польски прямо - ложь!



Александр Лемешевский: Лех Качинский обратился также к своим коллегам из Европейского союза с призывом немедленно отреагировать на случившееся, «пока не поздно».


Между тем шеф Бюро национальной безопасности Польши Владыслав Стасяк заявил, что воскресный инцидент является подтверждением того, что ситуация в регионе после российско-грузинского конфликта остается напряженной.



Владыслав Стасяк: Один вывод можно сделать из случившегося: проблема существует. Так как говорил господин президент в Тбилиси: проблема поддержания мира в Грузии существует .



Александр Лемешевский: После прилета в Варшаву в воскресенье вечером президент Польши Лех Качинский отказался от каких-либо комментариев, касательно военного визита в Грузию, сославшись на смерть близкого родственника.



Любовь Чижова: Очевидцы обстрела президентского кортежа в Грузии из официальной польской делегации утверждают, что, услышав выстрелы, Лех Качинский сохранял железное спокойствие и медленным шагом пошел в другой автомобиль. Позже он отказался комментировать состояние российско-польских отношений в связи с воскресным инцидентом.


XS
SM
MD
LG