Ссылки для упрощенного доступа

Причины расправы над журналистом Михаилом Бекетовым


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Подмосковье Вера Володина.



Евгения Назарец: Накануне средства массовой информации опубликовали сведения о том, что правоохранительные органы определили и объявили в розыск подозреваемого в избиении главного редактора подмосковной газеты "Химкинская правда" Михаила Бекетова. Но следствие официально не выдвинуло ни одной версии и опровергает неофициальные сообщения о подозреваемых, продолжая опрос свидетелей.


Нападение на Бекетова, известного своей борьбой против вырубки Химкинского леса, было совершено 13 ноября. С тех пор он не приходил в сознание, перенес несколько операций, сейчас находится в НИИ имени Склифосовского, ему предстоит еще одна операция.



Вера Володина: Пока распространяется новость об объявленном в розыск подозреваемом - бывшем сотруднике химкинского УБОП, с ним встретились журналисты "Новой газеты". Он отрицает свою причастность к нападению на редактора "Химкинской правды". С другой стороны, в областном ГУВД не подтвердили, что подозреваемый объявлен в розыск. Первым про бывшего убоповца журналистам рассказал брат Михаила, заявивший также, что у следователей не осталось других версий, кроме причастности к преступлению химкинской власти. Тем временем глава химкинской администрации Владимир Стрельченко по собственной инициативе дал комментарий "Российской газете", где утверждает, что все эти разговоры просто попытки дискредитации главы перед мартовскими выборами. Как рассказала коллега Михаила Ольга Политова, химкинские власти не разрешают им провести 29 ноября митинг на одной из двух площадей у здания администрации.



Ольга Политова: Нам запретили проводить митинг, причем угрожают нас арестовать, как только мы появимся на площади и вплоть до того, что даже когда мы, организаторы, выйдем из дома. Тем самым нам, по сути, запрещают, нас посылают в Химкинский парк имени Толстого, в глубине его, в лесу, в окружении деревьев мы можем говорить о чем угодно. Заявили не в поддержку Михаила, а о состоянии прав человека в нашем городском округе Химки. Половина участников, зеленые в основном, не решаются входить в такое протестное отношение с администрацией, предлагают пойти в парк Толстого, где все будет красиво и хорошо. Но мы уже сталкивались с тем, что даже на эти безобидные митинги зеленых администрация просто перекрывает входы в парк и запрещает туда проходить людям.



Вера Володина: Местная пресса по-прежнему умалчивает о нападении на редактора, а если вдруг напишут, то нечто такое...



Ольга Политова: Довольно-таки подленькие статьи о Михаиле Бекетове, в частности редактор недоумевает, как это так, кто-то мог угрожать. Говорит о том, что он был необыкновенно конфликтен и перессорился со всеми. Это неправда. Он был совершенно не катастрофически конфликтен и ненавидел только тех, кто нарушает законы. Когда говорят о Михаиле Бекетове, заявляют, что он занимался только Химкинским лесом. Если бы только лесом, я думаю, что не было бы столь печального исхода. Он занимался всеми проблемами округа - и незаконной застройкой, и ликвидацией детских садов.



Евгения Назарец: Расследование нападения на редактора газеты "Химкинская правда" Михаила Бекетова находится на особом контроле у руководства ГУВД по Московской области. Но адвокат Михаила Бекетова Станислав Маркелов сомневается, что и эта мера обеспечит объективность расследования. Ведь, по мнению адвоката Маркелова, расследованием все равно занимаются те же люди, за разногласия с которыми журналист Бекетов едва не заплатил жизнью.


Причиной избиения редактора "Химкинской правды" могут стать судебный иск, поданный журналистом в ответ на фальшивые обвинения в клевете. Об этом в интервью Радио Свобода рассказал защитник Михаила Бекетова Станислав Маркелов.



Станислав Маркелов: Меня не только сейчас, с самого начала меня заставляет сомневаться тот, кто ведет это дело по нападению на Михаила Бекетова. Я могу называть его на "ты", потому что мы с ним до этого несчастного случая, я его называл так же на "ты".


Дело в том, что до этого я вел дело по так называемому факту клеветы, которое было буквально выдумано в отношении Бекетова. Я прекрасно помню, что это дело, где в качестве так называемого, опять-таки, потерпевшего выступает глава администрации Стрельников, вели те же самые следственные структуры, структуры милиции, которые сейчас пытаются расследовать факт нападения. Получается, что совсем недавно они обвиняли и продолжают обвинять Михаила Бекетова, а другой рукой они пытаются найти виновных в том, что произошло тогда, в этот черный день.



Евгения Назарец: Но на это происшествие обратили внимание власти, создана специальная следственная комиссия. Это как-то повлияет в лучшую сторону?



Станислав Маркелов: Специальная следственная комиссия находится в пределах руководства Московской области, но имеется в виду руководство Московской области следственного комитета. Конечно, у нас формально следственные структуры разделены от административной власти. Но если вы в это верите реально, то можно разделить судьбу Михаила Бекетова. Что касается самого этого дела, то еще даже по этому делу клеветы, о чем сейчас практически никому не известно, было просто подано заявление и им и мной о факте совершения преступления по подделке доказательств. Причем эта подделка доказательств, немного, немало, это просто поддельные показания одного из журналиста РЕН ТВ о том, что якобы Бекетов занимался антиобщественной деятельностью. Журналист РЕН ТВ до этого, естественно, никакого Бекетова не знал. Получается, что те, в отношении кого было подано заявление самим Михаилом Бекетовым о совершении должностных преступлений, сейчас расследуют дело по факту нападения на него.



Евгения Назарец: Когда будет расследоваться это нападение, те, кто могут быть свидетелями со стороны, то есть выступать в пользу Михаила Бекетова, эти люди согласны говорить? Они не запуганы в данный момент этой ситуацией?



Станислав Маркелов: Очень плохо обстоит дело, потому что в ходе суда неоднократно подходили различные доброхоты, которые говорили мне и чаще Михаилу, которые просто прямо говорили, то, что произошло ранее, это предупреждение, что давайте с вами дружить, что зря вы идете на прямой конфликт и пытаетесь через суды, правоохранительные органы добиться правды, у вас все равно ничего не получится и, если вы будете настаивать на своих правах, то для вас это кончится печально. Но, к сожалению, эти слова оказались не пустыми, как мы видим.



Евгения Назарец: Сейчас в ваших силах, как адвоката, что? Что можете вы сделать?



Станислав Маркелов: Основное мое требование и самое главное - это то, что расследование было поднято на федеральные структуры. Оно должно быть выведено за пределы Московской области. Даже если мы предположим, что администрация Московской области или города Химок не имеет никакого отношения к данному факту, в чем, кажется, сомневаются вообще все подряд, то в таком случае зверское нападение на известного журналиста - это все равно прямая вина и прямая ответственность администрации Московской области, которая допускает то, что на ее территории происходят вещи, характерные максимум для 90-х годов, бандитских разборок. Следовательно, в любом случае все следственные органы будут работать с оглядкой на этот факт.




XS
SM
MD
LG