Ссылки для упрощенного доступа

В Третьяковской галерее открылась выставка "Иконопись эпохи династии Романовых"


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева.



Сергей Тарасов: В Третьяковской галерее открылась выставка "И конопись эпохи династии Романовых". Между тем, здесь до сих пор не решена судьба куда более ранней иконы - "Троицы" письма Андрея Рублева. Русская православная церковь просит предоставить шедевр древнерусского искусства для богослужебных нужд.



Лиля Пальвелева: Из богатого частного собрания Виктора Бондаренко Третьяковка отобрала для выставки сотню икон. Все - музейного качества. Все относятся к позднему периоду иконописания, от XVII до ХХ веков, что совпадает по времени с царствованием династии Романовых. И вот как владелец коллекции объясняет свой интерес к этим эпохам...



Виктор Бондаренко: Если вы пролистаете большинство книг по иконописи, особенно изданных в Советском Союзе, там на XVI веке все заканчивается, будто у нас больше культуры не было, не было талантов, не было шедевров, а потом вдруг в конце XVIII там появляется Боровиковский, Левицкий, живопись появляется у нас светская. А до этого такой провал. Поэтому я хотел показать этот период, что были шедевры и в XVII , и в XVIII , и в XIX , и даже в начале ХХ века.



Лиля Пальвелева: Только это были уже совсем другие иконы. И чем они вас привлекают?



Виктор Бондаренко: Правильно - совсем другие. Они и должны быть другие, время другое. Посмотрите, вот что мы видим на этой выставке, насколько церковь была не то что терпима и лояльна, а она была в авангарде актуального искусства того времени, она принимала все веяния новые. Посмотрите, здесь и рококо, и барокко, и классицизм, и арт-модерн. Церковь суперпродвинутая всегда была. Поэтому что с ней сейчас случилось? Где новые памятники? Где новые образы, соответствующие людям XIX века?



Лиля Пальвелева: Поскольку вы заговорили сами о современной церкви, вы в иконах тонкий знаток, и я хотела бы знать именно ваше мнение. Как вы относитесь к тому, что рублевскую "Троицу" церковь потребовала на богослужение? Вы ведь наверняка знаете об этой истории.



Виктор Бондаренко: Да, я знаю об этой истории, тем более я в совете попечителей Третьяковской галереи состою уже года три. Вопрос сложный. Отдать, не отдать… Если сохранность будет гарантирована и возврат гарантирован, я бы отдал. Мне кажется, что подтекст все-таки, что боится музей давать туда, именно в то место, для которого писал Андрей Рублев, вот как я чувствую, боятся. А что вы сделаете (пусть Бог меня простит и церковь не обижается) если церковь скажет: Андрей Рублев писал вот сюда и она здесь очень хорошо вписалась?



Лиля Пальвелева: Как сообщают в пресс-службе Третьяковской галереи, ее руководство пока не решило, будет ли отвезена рублевская «Троица» летом в Троице-Сергиеву лавру. С одной стороны трудно отказать в настойчивой просьбе РПЦ. С другой - долгое путешествие и пребывание вне музейных стен может навредить хрупкому шедевру.


XS
SM
MD
LG