Ссылки для упрощенного доступа

В храме святой княгини Ольги в Стрельне под Петербургом появилась икона с изображением Сталина


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.



Александр Гостев : В храме святой княгини Ольги в Стрельне под Петербургом появилась икона с изображением Сталина. Часть прихожан очень возмутилась, дело получило широкую огласку. В сути дела попыталась разобраться наш корреспондент Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская: Формально это икона блаженной Матрены Московской, но женская фигура на изображении теряется, поскольку на первом плане - вполне хрестоматийный отец народов в шинели, в полный рост, правда, без нимба. Эти две фигуры соединила уже давно бытующая легенда о том, что в 1941 году Сталин якобы пришел к блаженной Матрене, и она благословила его сказав: "Ты один останешься в городе. Всех отправляй, а город не сдавай. И не сдашь". Икона появилась в храме по инициативе его настоятеля игумена Евстафия (Жакова), который в интервью газете "Завтра" объяснил, что, цитирую, "это не икона, прославляющая Сталина. Это образ святой Матрёны Московской. А Сталин - это один из тех людей, кого она благословила. Так что в этом нет никакого криминала с точки зрения богословия", конец цитаты. Почему все-таки сегодня стало возможно появление таких икон? Говорит председатель свято-Петровского православного братства Владимир Коваль-Зайцев.



Владимир Коваль-Зайцев: Безусловно, что это, с точки зрения официальной церкви не каноническое действие. Но вот вера людей движет, и они это делают. Они верят, что Сталин был в некотором смысле человеком святым. Мы с этим сталкиваемся. Это говорит о том, что христианство они не поняли, эти люди, они его не почувствовали, даже если они себя и называют христианами.



Татьяна Вольтская: Надо сказать, что неканоническая икона появляются с легкой руги отца Евстафия не впервые. Ранее в другой церкви, где он был настоятелем, появилась икона святого Евгения Родионова - солдата, отказавшегося снять нательный крест и за это убитого в чеченском плену. Но вот иконе с изображением Сталина часть прихожан храма святой Ольги в Стрельне поклоняться отказалась.



Владимир Коваль-Зайцев: Это слава богу. С внешней стороны Сталин после 1943 года действительно сделал какие-то шаги, которые можно интерпретировать, как обращение к богу. Поэтому некоторые верующие люди говорят, что в 1943 году он обратился фактически, но ни изучение истории это не подтверждает, ни то, что происходило после войны. Ведь репрессии продолжались. Народ, который воспрянул, развернул плечи во время войны, был репрессирован путем заключения в те же самые лагеря. Я это к деяниям верующего никак не могу отнести.



Татьяна Вольтская: Интересная деталь - не так давно петербургские коммунисты обратились к официальной церкви с просьбой канонизировать Сталина. Правда, разрешения они не получили.



Владимир Коваль-Зайцев: Меня эти вещи тоже очень удивляют. Почему коммунистам нужно канонизировать кого-либо? Я вот этого не понимаю. Это уже какой-то ум за разум заходит. Никакой оценки общенародной этому явлению коммунистическому в стране в нашей не было дано. Звучат только отдельные голоса. Солженицын так и не был услышан, хотя у нее все это очень явно и очень давно написано. Преступления не осуждены. Мы пожинаем плоды этого до сих пор. Мы с этим живем. Мы это не исторгли из себя.



Татьяна Вольтская: Петербургская епархия уже назвала поступок игумена Евстафия грубейшим нарушением канонической дисциплины, с которым должен разбираться митрополит. Попытки церковного почитания Сталина - это полное историческое беспамятство и даже безумие, говорит православный священник игумен Вениамин (Новик).



игумен Вениамин: Я напомню, что 19 января 1918 года патриарх Тихон в своем послании отлучил от церкви тех крещенных в православии людей, которые занимались убийствами невинных людей. А 22 января поместный собор подтвердил эту анафему патриарха Тихона. Так что, с канонической точки зрения Сталин находится под анафемой. Эту анафему никто не отменял. Поэтому даже панихида по Сталину является канонически недопустимой.



Татьяна Вольтская: Обоснованность церковного проклятия подтверждают цифры.



игумен Вениамин: С 1937 по 1941 году было расстреляно около 100 тысяч священно- и церковнослужителей. Я напомню, что после окончания войны снова начались довольно жесткие репрессии в адрес церкви. На оккупированных советских территориях был открыто 9 тысяч православных храмов, а на советских территориях, которые не были оккупированы, за это же время было открыто во время войны всего лишь 700 храмов. Таким образом, Сталин ну никак в православные не годится ни с какой стороны. Это был не верующий человек, прагматик. Для него церковь была лишь инструментом в его игре.



Татьяна Вольтская: Предание о встрече Сталина с Мареной Московской отец игумен Вениамин называет псевдоблагочестивым.



игумен Вениамин: Каких-то исторических данных, которые бы подтверждали, нет, что это за такое интересное православие и очень интересный подвиг святости. Очевидно, придется для таких людей ввести какой-то новый чин святых, которые утверждали свою святость и православие через уничтожение православия.



Татьяна Вольтская: Осудило игумена Евстафия и руководство Русской православной церкви, заявив, что клирик не имеет права вешать в храме неканоническую икону. В результате, стало известно, что игумен Евстафий попросил освободить его от должности настоятеля храма, а икону со Сталиным сначала поместил в дальний придел храма, а потом и вовсе унес к себе домой.



XS
SM
MD
LG