Ссылки для упрощенного доступа

Брошенных детей с каждым годом становится все больше


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Казани Олег Павлов.



Марк Крутов: Кинематографисты из Казани сняли документальный фильм про детей, от которых отказались родители. Творческая группа попыталась не просто заявить о проблеме, но понять, почему при живых родителях появляются брошенные дети и с каждым годом их становится больше.



Фрагмент из фильма



- Здравствуйте.



- Здравствуйте. Вы к нам опять?



- Да. Вот ребенка подкинули на улице.



Олег Павлов: Двое сотрудников милиции принесли очередного подкидыша. Так начинается документальный фильм казанского кинорежиссера Николая Морозова о брошенных детях «Сабина. Дверь в другую жизнь».



Николай Морозов: Решили делать уже не просто констатацию фактов, что они брошенные, как это сложно, как это плохо. Мы сейчас хотим как-то немножко вектор поменять в сторону того, чтобы разобраться, откуда же все-таки это происходит. И приходим к выводу, что проблемы воспитания стоят во главе угла.



Олег Павлов: О том, что в России много брошенных детей - сирот при живых родителях - говорят часто. Тайны никто не делает. В Казани «отказничков» принимают в детском стационаре 18-й городской больницы и содержат до перевода в интернат. Вот уже 15 лет стационаром заведует Татьяна Мороз.



Татьяна Мороз: В этой больнице это отделение существует официально 17 лет, а больнице самой 50 лет, нашей больнице. Раньше она называлась 4-я детская больница и всегда, всю жизнь в стенах этой больницы были вот эти брошенные дети. То есть по городу как-то они локализовались.



Олег Павлов: В фильме Николая Морозова есть эпизод, когда мама трехлетней Сабины приходит забрать младшую дочку, которую тоже в свое время оставила. Сабина ей не нужна - у девочки редкое заболевание, при котором дети доживают максимум до 11 лет.



Фрагмент фильма



- А вы знаете, что это один-единственный ребенок, с таким заболеванием брошенный по Татарстану?



- Нет.



- По России, а не по Татарстану.



- Таких детей не бросают нигде.



Олег Павлов: По наблюдениям Татьяны Мороз, в последние три года резко возросло количество отказных детей, до 30 процентов, чьи родители - наркоманы. Но еще большее количество мам, которые бросили своих малышей, в прошлом сами были воспитанниками интернатов и детских домов.



Татьяна Мороз: Девочки не способны. В 18 лет, как правило, они рожают ребенка и сдают его уже в интернатное учреждение. Причем не одного. Через год она придет, еще одного принесет. Это уже у нас становится традицией, что те, кто вышел из интерната, он уже никогда не создаст, в большинстве своем не создаст. Существуют какие-то индивидуальные личности, но это очень большая проблема.



Николай Морозов: Воспитанием в нашем государстве никто не занимается и не хочет заниматься. Родное наше государство все это хочет сбросить на плечи общественных организаций.



Олег Павлов: У Николая Морозова это уже второй фильм про детей-«отказничков». После первого Европейский банк реконструкции и развития выделил деньги на ремонт помещения. Потрясенный, в то время еще глава ЕБРР, Жан Лемьер на слова благодарности персонала смог сказать только следующее.



Жан Лемьер: Мы очень рады, что имеем возможность помочь этим детям, жизнь которых началась не самым лучшим образом. Но благодаря вам, у этих детей появилась надежда. Я хочу, чтобы вы знали, что мы глубоко ценим и уважаем то, что вы делаете. Не благодарите нас, это мы должны вас благодарить.



Олег Павлов: Мэрия Казани и правительство Татарстана тоже помогли - закуплено необходимое медицинское оборудование и теперь детишек лечат в самом стационаре. А поступают они сюда в самом ужасном виде.



Татьяна Мороз: Есть дети, которые поступают, избитые своими родителями до такой степени, что требуется очень длительная психологическая реабилитация. То есть они нуждаются в оказании медицинской помощи. Поэтому и называется больница. И для того, чтобы они были такие красивые, как сейчас в фильме, потребуется очень много сил, времени для того, чтобы привести ребенка в надлежащий вид. Поступают они, конечно, не в таком состоянии и улыбок на лице при поступлении мы у этих детей не видим.



Олег Павлов: Режиссер Николай Морозов собирается снять третий фильм, на этот раз героями станут нянечки и врачи. Он рассказывает о проблемах, про которые сам персонал детского стационара не говорит.



Николай Морозов: По штатному расписанию больницы положены постельные принадлежности, а всякая одежда, обувка - все это дело положено, когда ребенок попадает в интернат. Им приходиться умудряться, где-то находить средства, чтобы содержать этих ребятишек. Они же там как в семье живут.



Олег Павлов: Татьяна Мороз, заведующая детским стационаром казанской горбольницы № 18, говорит, что устать работать с такими детьми невозможно. И называет большим счастьем наблюдать, как эти крохи возвращаются к жизни, особенно когда приобретают приемных родителей.



Татьяна Мороз: Совершенно здоровые, хорошие дети, которые учатся в специализированных английских школах на одни пятерки, и никакой наследственности. Ведь очень многие боятся брать детей, говорят, вот наследственность, будет алкоголизм, наркомания. Все зависит от среды, в которой растет ребенок.



Олег Павлов: Проводив сестренку, Сабина развернулась в сторону палаты. Мамой она называет нянечку, к ней и пошла. Ее биологическая мать направилась на выход. По словам врачей стационара, свою вторую дочь она вновь собирается вернуть к ним.


XS
SM
MD
LG