Ссылки для упрощенного доступа

Отношения Франции и Чехии: закулисные сделки в ЕС


Ирина Лагунина: Громкий международный скандал вызвал чешский еженедельник «Рефлекс», опубликовавший на днях стенограмму беседы между чешским премьером Миреком Тополанеком и президентом Франции Николя Саркози. Неформальная беседа проходила 31 октября в Елисейском дворце за закрытыми дверями. Оба лидера обсуждают европейскую политику весьма непринужденным тоном, раздавая другим своим коллегам порой весьма уничижительные характеристики. Особую пикантность дипломатическому «фо па» придает то обстоятельство, что 1 января следующего года именно Чехия примет от Франции эстафету председательства в Европейском Союзе – при этом чешский президент Вацлав Клаус является главным евроскептиком Европы. Подробнее - мой коллега Ефим Фиштейн.



Ефим Фиштейн: Редакция еженедельника «Рефлекс» утверждает, что стенограмму она получила от высокопоставленного дипломата, чье имя не собирается раскрывать. Опубликован же он был для того, чтобы дать читателям представление «о тех закулисных методах, с помощью которых обделываются дела и заключаются властные коалиции в Европейском Союзе». Кроме различных весьма нелестных характеристик, которые французский президент Саркози дает партнерам, с которыми ему приходится иметь дело в качестве председателя Евросоюза, в стенограмме содержатся и намеки на сделки, связанные с взаимной поддержкой двух политиков. К примеру, в обмен на чешскую поддержку руководящей роли Франции в Средиземноморском Союзе Саркози готов посодействовать в том, чтобы Чехия стала лидером блока восточноевропейских государств-членов ЕС.


Начнем с реакции французской общественности и официальных мест на публикацию. Из Парижа сообщает Семен Мирский.



Семен Мирский: Инцидент исчерпан, но проблемы еще впереди – вот парадоксальное суждение французских обозревателей, следивших за скандалом, вызванным публикацией в чешском еженедельнике «Рефлекс». Пресс-секретарь Елисейского дворца Франк Луврие назвал текст стенограммы беседы Саркози с Тополанеком чистой выдумкой, исходящей, по его словам, из кругов, заинтересованных в том, чтобы нанести ущерб интересам Франции. Опровержения из Парижа и извинения из Праги формально дают основания утверждать, что инцидент исчерпан. Но о каких же все-таки проблемах идет речь? Ровно через месяц, 1 января 2009 года, Чехия придет на смену Франции во главе Европейского союза, а президент Чешской республики Вацлав Клаус станет тем самым президентом Евросоюза, сменив на этом посту Николя Саркози. Комментарий международного обозревателя парижской газеты «Монд»: «На смену евроактивизму Николя Саркози придет евроскептицизм Вацлава Клауса. Клаус, - объясняет обозреватель, - не скрывал и не скрывает своего враждебного отношения к Лиссабонскому договору. Вацлав Клаус выступает против расширения полномочий европейской комиссии в Брюсселе в ущерб национальным полномочиям». Газета «Фигаро» напоминает, что после того, как в ходе референдума в июне этого года граждане Ирландии большинством голосов высказались против ратификации текста Лиссабонского договора, именно Вацлав Клаус был единственным из лидеров стран Евросоюза, приветствовавший «смерть Лиссабонского договора». Даже такая тривиальная на первый взгляд деталь ставится в упрек пражскому евроскептику. Вацлав Клаус, утверждает «Фигаро», заявил, что в течение президентства Чехии в Евросоюзе над Пражким замком, то есть резиденции президента Чешской республики, не будет поднят флаг союза Европы. В качестве обоснований этого демонстративного шага Вацлав Клаус якобы заявил, что Чехия не является провинцией Евросоюза. Возвращаясь к инциденту, точнее, даже скандалу с публикацией в пражском еженедельнике «Рефлекс» стенограммы беседы, имевшей место во время рабочего обеда Николя Саркози и Мирека Тополанека, следует добавить, что французские обозреватели видят в этой утечке информации, а возможно даже просто злостной выдумке проявление еще одного конфликта в натянутых отношениях между двумя чешскими политическими противниками – президентом Клаусом и премьер-министром Тополанеком. Если инициатива с утечкой информации или выдумкой действительно исходит из окружения чешского президента, то здесь мы имеем интереснейший пример того, как внутриполитический конфликт, столкновение двух амбиций выплескивается за пределы одного отдельно взятого государства Чехии и перерастает в проблему международных отношений.



Ефим Фиштейн: Я связался с главным редактором чешского еженедельника «Рефлекс» Павлом Шафром, чтобы спросить, насколько правдиво утверждение французской стороны, будто текст опубликованной стенограммы - не более чем злостная выдумка. Павел Шафр ответил:



Павел Шафр: На это обвинение я отвечу следующим образом: премьер-министр Чешской Республики Мирек Тополанек, выступая 30 ноября в вечерних новостях чешского телевидения, подтвердил подлинность стенографической записи беседы, которая имела место между ним и французским президентом Николя Саркози. Он, правда, утверждал, что в этом дипломатическом документе есть ряд неточностей, но в целом признал, что он не высосан из пальца, а зиждется на реальных фактах. То обстоятельство, что произошла утечка, и документ попал в открытую печать, премьер назвал скандальной ошибкой чешской дипломатии. О подлинности стенограммы говорит и тот факт, что министр иностранных дел Чехии Карл Шварценберг принес извинения французской республике и признал ошибку своего ведомства сразу же после того, как узнал о публикации документа и ознакомился с текстом. За злостные выдумки журналистов в дипломатии не принято официально извиняться. Хочу заявить со всей ясностью: миссия средств массовой информации заключается в публикации подобных фактов, а не в сокрытии их от общественности. Если уж к нам в руки попал материал такой значимости, мы обязаны обнародовать его – разумеется, после надлежащей верификации. Понимаю, что для чешской дипломатии это серьезная проблема, но не мы ее создали.



Ефим Фиштейн: Во французской печати это событие увязывают с предстоящим переходом председательских полномочий в Евросоюзе от Франции к Чехии, причем особо отмечается давнее скептическое отношение чешского президента Вацлава Клауса к европейским интеграционным процессам. Самые радикальные суждения приписывают эту утечку деликатной информации интригам кругов, близких к Пражскому Граду. Насколько основательны такие подозрения? Главный редактор еженедельника «Рефлекс» Павел Шарф решительно отвергает подобные инсинуации.



Павел Шафр: Мне неизвестно ничего, что подтверждало бы подозрения, будто за публикацией стоит Пражский Град. Подобная конструкция представляется мне слишком спекулятивной и притянутой за уши. «Рефлекс» является серьезным и независимым изданием, и в споре между президентом и премьером не занимает ни ту, ни другую сторону. Хотя наша редакция и разделяет в целом центристские, или правоцентристские, взгляды, мы не являемся рупором ни политических партий, ни общественных институтов. Повторюсь: получив доступ к документу такой значимости, мы считаем своей обязанностью ознакомить с его содержанием широкую читательскую общественность и нас не слишком заботят такие соображения, как «кто от этого выиграет, а кто проиграет». Вопрос о мотивировке утечки правомерен по отношению к тем органам, откуда утечка произошла, а не к нам, журналистам. Мы, естественно, будем при всех обстоятельствах охранять свои источники информации. Интерпретация данного документа настолько сложна, что совершенно невозможно утверждать, будто он наносит ущерб репутации чешского премьера. Вполне допустимо толковать его и как разоблачение трагикомического высокомерия, с которым французский президент относится к малым государствам Европы. Возможны любые интерпретации, поэтому нельзя с уверенностью определить, кому публикация выгода, а кому от нее урон. Для нас важно только то, что публикация удовлетворяет читательскому интересу, но мы понимаем, что речь идет о сложном документе.



Ефим Фиштейн: А какой была реакция читателей и журналистского корпуса Чехии на обнародование этой стенограммы? Вот ответ главного редактора «Рефлекса» Павла Шафра.



Павел Шафр: Реакция читателей была однозначной: весь тираж еженедельника был безнадежно распродан. Из отзывов мы знаем, что особый интерес в номере для читателей представлял именно этот материал. Что же касается реакции коллег-журналистов, то их интересовал исключительно вопрос достоверности документа и надежности источника. Они не ставили под сомнение наше право публиковать подобные материалы и задавали нам те же вопросы, что и вы. Можно сказать, что реакция журналистов была нормальной.



Ефим Фиштейн: Главный редактор чешского еженедельника «Рефлекс» Павел Шафр объяснил обстоятельства, при которых его издание поместило в своем последнем номере документ, вызвавший международный скандал – стенограмму беседы между чешским премьером Миреком Тополанеком и французским президентом Николя Саркози.


XS
SM
MD
LG