Ссылки для упрощенного доступа

Московские сетевые магазины отказались от распространения "Семи дней"


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Тамара Ляленкова.



Андрей Шароградский: Со вчерашнего дня от распространения популярного издания «Семь дней» отказались 500 московских магазинов сетей "Ашан", "Перекресток", "Мосмарт" и "Рамстор". Является ли отказ частной проблемой издательства «Семь дней» или в этом сказывается влияние экономического кризиса на рынок печатной продукции, выясняла Тамара Ляленкова.



Тамара Ляленкова: То, что еженедельник «Семь дней» исчезнет с прилавков магазинов крупнейших розничных сетей, для потребителя, наверное, не так уж и важно. Подобные издания на российском рынке представлены в достаточном количестве, другое дело, не постигнет ли их в скором времени та же участь. За разъяснениями я обратилась к председателю правления Ассоциации распространителей периодической печати Александру Оськину.



Александр Оськин: Явление совершенно новое, но к этому рынок шел достаточно долго, потому что "Семь дней", как издательский дом, они вели себя нецивилизованно, в нарушение нормальных рыночных отношений. По всей Европе это нонсенс, если сегодня издатель требует деньги за свое издание до отгрузки, то есть до появления на прилавке. Это расскажи-ка немецкому дистрибутору, издателю, они обсмеют эту ситуацию. Наш же издательский дом "Семь дней" со времен 1998 года, того кризиса, принял такое решение, что - мой товар лучше всех и поэтому все покоритесь, все платите мне заранее, еще до момента появления издания на рынке. Откуда берут распространители эти деньги, чтобы отдать "Семи дням"? Конечно, за счет продажи других изданий. То есть получается, что другие издательские дома финансируют "Семь дней". Так было достаточно долгое время. Это единственный продукт, который на рынке ведет себя подобным образом, нецивилизованно, повторяю. И вот сейчас просто кризисная ситуация обострила проблему, и все супермаркеты, которые сегодня в России в тяжелом положении и просят, наоборот, отсрочки платежей, не только 60 банковских дней и больше, они говорят: да мы не будем давать какие-то деньги, и мы обойдемся без "Семи дней", тем более что на рынке примерно 20 телегидов, которые готовы заменить его и торговать на цивилизованных условиях. Но это ведь не единственный издательский дом, который требует предоплату. У нас в Москве еще порядка 80 изданий, которые требуют частичную предоплату или предоплату до реализации своих изданий. Подобные меры являются нонсенсом в современных условиях. Издатель должен находиться на рынке в совершенно равных условиях и получать деньги, как это в Европе, в одинаковые сроки наравне со всеми.



Тамара Ляленкова: На ваш взгляд, каковы прогнозы - сократится ли количество изданий, которые будут продаваться, насколько распространители могут изменить свою политику?



Александр Оськин: Прежде всего надо сказать, что в кризисе имеются позитивные качества, потому что он должен убрать с рынка издательский "мусор", мы так называем нерыночные издания, которые присутствуют на рынке, благодаря спонсорским взносам, амбициям, бюджетным деньгам и так далее. То есть то, что не является рыночным продуктом, то, что не пользуется спросом у потребителя, должно с рынка исчезнуть, рынок должен очиститься. Это позитив. Поэтому прогнозируем, что в будущем году произойдет падение продаж на 10-20 процентов в целом по стране. Мы прогнозируем, что объемы рекламных бюджетов сократятся на 20-30 процентов, что не менее 100 крупных журналов исчезнут с рынка, как и значительная часть газет, потому что налицо перепроизводство печатной продукции. То есть в этом смысле, если мы все вместе преодолеем кризис, то оно будет даже хорошо.



Тамара Ляленкова: К сожалению, услышать мнение директора службы распространения издательского дома "Семь дней" мне не удалось. А о том, действительно ли на рынке печатной продукции дела обстоят не так уж плохо, я спросила Александра Малинкина, генерального директора МААРТ.



Александр Малинкин: У нас сегодня ситуация, когда до нас докатились последствия финансового кризиса. То есть наша компания - это, по существу, большой издатель. Мы оказываем издателям услуги по продаже тиража. И мы работаем с распространителями по всем каналам продаж, это и розничная, и оптовая, и подписки. Пока, мы видим, проблемы начались именно на оптово-розничном канале, это неплатежи и задержки платежей. Есть крупные игроки, которые стали задерживать с вполне определенными проблемами перекредитования и прочее, но они пока ведут себя так, что либо покрывают просроченную задержку довольно быстро, в пределах месяца, либо рассказывают, что будет дальше. И тут уже мы вольны принимать решение: поверим мы, что так будет, или нет. Потому что, понятно, бизнес - это вещь, когда может произойти любое, в том числе и банкротство. Здесь ситуация, по крайней мере, прозрачная. Проблемы других есть неплатежей, они остались те же, что и были до кризиса. И сейчас то время, когда можно попытаться решить эти проблемы, потому что ситуация в любом случае на рынке изменилась.



Тамара Ляленкова: Итак, прогнозы экспертов относительно российского рынка печатной продукции, весьма утешительны. Сами распространители говорят, что среди покупателей, как 1998 году, возрос интерес к деловой литературе.


XS
SM
MD
LG