Ссылки для упрощенного доступа

Сергей Лавров пристыдил ОБСЕ за Цхинвали


Министр Лавров не полез за словом в карман и перешел в контрнаступление на своих обидчиков
Министр Лавров не полез за словом в карман и перешел в контрнаступление на своих обидчиков

Итоговая пресс-конференция действующего председателя ОБСЕ Александра Стубба (глава финского МИД будет занимать этот пост еще 26 дней) получилась для него достаточно грустной. В Хельсинки надеялись на то, что именно на этой сессии министров иностранных дел ОБСЕ будет принята политическая декларация о том, каким эта организации видит свое будущее. Однако этот документ так и не был обнародован. Он просто не был поддержан всеми.


Г-н Стубб не стал указывать на виновных. В кулуарах же встречи таковой называют Россию. Ведь одной из главных тем заседания была война на Кавказе и ее последствия. Практически в каждом выступлении звучали критические высказывания в адрес Москвы, говорилось о необходимости продолжать поддерживать территориальную целостность Грузии в ее международно-признанных границах и о том, что наблюдателям ОБСЕ следует свободно работать на всей ее территории.


Представлявший Россию на сессии Сергей Лавров был единственным, кто подверг организацию уничтожающей критике:


- Для нас очевидно, что нынешняя ОБСЕ не справляется со своим основным предназначением. Я имею в виду обеспечение равной и неделимой безопасности для всех. Если в начале 90-х годов прошлого века организация была способна иногда даже останавливать войны, то сейчас она, к сожалению, не только не в состоянии их предотвращать, но и не реагирует на несанкционированное использование силы в явное нарушение базовых принципов Хельсинкского заключительного акта. Давайте вспомним 1999 год, почти трехмесячные бомбардировки Югославии, вспомним недавнее нападение на Южную Осетию.


- К сожалению, ни тому, ни другому ОБСЕ не сумела дать оценку, которая основывалась бы на фактах и на действующих обязательствах всех нас. В общем-то, и другие направления деятельности ОБСЕ вызывают вопросы, требуют адаптации. Давайте подумаем - почему большинство стран, принимающих полевые миссии ОБСЕ, чувствуют себя не очень уютно? Ответ для нас очевиден. Потому что наличие миссии в том виде, в котором сейчас эта процедура осуществляется, воспринимается как проявление неравноправия, если хотите. То же касается нынешних методов деятельности Бюро по демократическим институтам и правам человека по наблюдению за выборами. А равноправие государств - это ведь основополагающий принцип Хельсинки. Думаю, что эти противоречия нужно устранять. Устранять видимые и невидимые разделительные линии, тем более, в ситуации, когда требуется подлинно коллективное объединение усилий всех государств для поиска Министр Лавров еще раз уточнил развиваемую Москва на протяжении этого года идею о заключении нового договора о европейской безопасности. Эта часть его речи стала фактически основной.


Представитель России весьма агрессивно ответил и на прозвучавшую в его адрес критику по грузинскому вопросу. Он выдвинул встречные претензии. Так, по его словам, именно Грузия сейчас перекрыла подачу газа газ в Южную Осетию, что в условиях наступившей зимы грозит «гуманитарной катастрофой».


Министр призвал ОБСЕ вмешаться в эту ситуацию. Он выдвинул еще более серьезное обвинение – здесь якобы знали о том, что Грузия начнет обстрел Цхинвали, и никак не повлияли на это решение Тбилиси:


- Недавние события заставляют также повнимательней присмотреться к тому, как налажена циркуляция информации внутри ОБСЕ, и понять - не являемся ли мы в ситуации, где созданы некие фильтры, которые делают информацию доступной только для части государств-участников. Я имею в виду сообщения средств массовой информации о том, что накануне нападения на Южную Осетию наблюдатели ОБСЕ докладывали о приготовлениях этой акции. Но их доклады почему-то не были доведены до всех членов организации. Считаю, что это абсолютно неприемлемо. Рассчитываю, что по этому вопросу, который мы уже ранее ставили в постоянном совете, руководство организации проведет соответствующее расследование, и о его результатам нам будет доложено.


Даже максимально корректный хозяин встречи Александр Стубб назвал этот выпад абсурдным. По его мнению, восемь невооруженных наблюдателей ОБСЕ (столько их было в Цхинвали) не могут предотвратить массированный обстрел, даже если видят подготовку к нему.


XS
SM
MD
LG