Ссылки для упрощенного доступа

Коррупция в высших учебных заведениях


Программу ведет Евгения Назарец. Принимают участие председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова и депутат Госдумы Олег Смолин



Евгения Назарец: 217 уголовных дел возбуждено по фактам нарушения закона в учебных заведениях России. Почти 200 вузовских руководителей - от ректоров и директоров до преподаветелей и членов приемных комиссий - обвинены в экономических преступлениях. Речь идет о растратах бюджетных средств и о взятках - о взятках во время сессии и вступительных экзаменов. Об итогах операции "Образование 2008" отчитался Департамента экономической безопасности МВД России. Такая операция проводится ежегодно. За время ее проведения выявлено более 3,5 тысяч преступлений, почти 600 из них взяточничество, без малого 900 - растраты на сумму более 100 миллионов рублей. Но эти цифры мало впечатлили председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова.



Кирилл Кабанов : На самом деле, я думаю, что это такая игра в догонялки. МВД выполняет свои функции. Оно ловит взяточников, причем взяточников вузов, скажем так, не самых престижных. Ситуация складывается в том, что рынки оцениваются Высшей школы экономики - порядка 2 миллиардов долларов по взяткам по вузам, вообще, по образованию. В особом положении те, кто преподает там. Люди фактически провоцируют их на взятку мизерными заработными платами. Во всем мире профессор любого вуза, который не то, что замечен во взятке, а в каком-то маломальском скандале он не может устроиться ни в какой нормальный вуз. У нас... Мне вот в Воронеже жаловались студенты юрфака о том, что у них есть преподаватель, который берет взятки. На него несколько раз писали заявление, но, поскольку многие милиционеры и прокуроры учились в Воронеже, заканчивали университет, он постоянно уходит из-под удара. Очень много скандалов было связано с другими вузами. Люди по-другому не представляют себе уже в мыслях... Получил благодарность, как сейчас говорят, от студентов.



Евгения Назарец: Вы меня, конечно, извините, но после разговора с вами у меня возникает ощущение, что образование останется одной из самых коррумпированных сфер, едва ли не дольше, чем, например, госчиновничество, где влияние государства гораздо выше.



Кирилл Кабанов : Это не совсем так. Если брать по объему денег, то образование, как и здравоохранение - это низовая коррупция.



Евгения Назарец: То есть они не помногу берут?



Кирилл Кабанов : Они берут не помногу. И на рынке, на самом деле, это смешные деньги - это порядка 2-3 процента от общего рынка, ну, до 5 процентов. Говорить о том, что образование самое коррумпированное это не правильно. Нашли же метод в Высшей школе экономики и частично, кстати, в МГУ избавиться от коррупции.



Евгения Назарец: Проверки Рособрнадзора в негосударственных вузах с последующим изъятием аккредитации на основании нарушения лицензионных требований в дополнение к борьбе со взятками и растратами - это тоже часть той же реформы, конечная цель которой - уменьшить количество вузов в России. Так считают многие эксперты. Депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин принадлежит к числу противников сокращения количества вузов.



Олег Смолин: Я думаю, что, действительно, массовая проверка негосударственных вузов, может быть, напрямую связана с кампанией по сокращению их общего числа в Российской Федерации. Но при этом я плохо понимаю, о чем думают господа из Министерства образования и науки. Например, в Государственной Думе находится закон, который сокращает в следующем году возможности приема как в государственные, так и в негосударственные вузы. Минимум 100 тысяч детей не получат аттестатов, окажутся выброшенными на улицу, не смогут продолжать образование в условиях кризиса, не смогут найти работу.



Евгения Назарец: Почему ставится знак "равно" между сокращением количества вузов и уменьшением уровня коррупции в этой сфере - сокращением количества вузов преимущественно за счет провинциальных и негосударственным?



Олег Смолин: Да, я вообще уверен, что никакого отношения одно к другому не имеет. Я написал министру образования и науке Андрею Фурсенко еще в начале сентября запрос, правда, приделав к нему заголовок из Дмитрия Медведева, теперь и Владимир Путин этим термином пользуется, - не надо кошмарить образование. В ответ получил ответ от заместителя министра, который можно было бы сформулировать словами Верки Сердючки - хорошо, все будет хорошо! На самом деле, на мой взгляд, ничего хорошего не будет. Уж если говорить серьезно, представление о том, что будто бы в России слишком много студентов - неправильное.



Евгения Назарец: Как вы считаете, какую долю в российском образовании все-таки должно занимать государственное высшее образование?



Олег Смолин: Я думаю, что в обозримой перспективе государственное высшее образование останется основой высшего образования в России. Но я являюсь куратором совета в Комитете по образованию Государственной Думы по негосударственному сектору образования. Я точно знаю, что у нас немало негосударственных вузов, которые дают качество образования, абсолютно соответствующее современным требованиям. А некоторые просто-напросто являются наиболее продвинутыми, в том числе даже в научных исследованиях. Например, Российский новый университет, если мне не изменяет память, только за последнее время зарегистрировал пять открытий. Подчеркиваю, не изобретений, не патентов, а пять открытий, что большинству государственных вузов они недоступны!



XS
SM
MD
LG