Ссылки для упрощенного доступа

В Ульяновске закрываются военные училища


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Гогин.



Евгения Назарец : По плану Министерства обороны России, из 65 военных вузов - училищ, институтов, академий - вскоре должно остаться только десять. Ульяновск, еще недавно - один из центров военного образования в России, в полной мере почувствовал на себе эту реформу. В нынешнем году ликвидировано Ульяновское Высшее военно-инженерное училище связи с более чем 70-летней историей. Такая же судьба ждет Ульяновское высшее военно-техническое училище, созданное 60 лет назад. Российская армия теряет профессиональную офицерскую элиту, зато растет армия ульяновских безработных. В октябре получили расчет около 500 гражданских специалистов, работавших в военном училище связи. О том, как реформа военного образования теперь воспринимается в Ульяновске, наш корреспондент Сергей Гогин.



Сергей Гогин: Ульяновское Высшее военно-техническое училище до сих пор успешно готовило специалистов по горюче-смазочным материалам и тыловиков-снабженцев. У него сильная материальная и учебная база, 15 кафедр и адъюнктура, опытный преподавательский состав, ведется научная работа. Сегодня готовится решение о ликвидации вуза, после чего часть его имущества будет передана Вольскому высшему училищу тыла, что в Саратовской области. По сравнению с Вольском даже Ульяновск - крупный культурный центр, что немаловажно для курсантов и педагогов. Вот что сказал активист Ульяновского Союза офицеров, полковник в отставке Владимир Фролов во время пикета против ликвидации училища.



Владимир Фролов : Ну, ладно, переводили бы училище в хороший город - Саратов, Самару, но я был в Вольске. Это дыра! Два цементных завода в центре города! Там даже гостиница «Цемент» и ресторан «Цемент».



Сергей Гогин: Бывший преподаватель Военно-технического училища, полковник в отставке Виктор Ильин считает, что затраты по воссозданию материальной базы на другом месте во много раз перекроют экономию от ликвидации вуза, само командование Вольского училища тыла признает, что Ульяновское - сильнее во всех отношениях.



Виктор Ильин : Когда приезжали представители Вольского училища, смотрели базу, они заранее говорят - нет, мы этих готовить не можем. Будем менеджеров. Что такое менеджеры? Техника в службе горючего требует не менеджеров, а именно специалистов-инженеров.



Сергей Гогин: Почему же принимаются не просчитанные решения? Ликвидированное Ульяновское военное училище связи, по утверждению специалистов, было одним из лучших вузов этого профиля в стране. Руководитель Ульяновского союза офицеров Александр Талынев выдвигает версию лоббизма. Высшие начальники приняли решение в пользу своих военных альма-матер - Новочеркасского и Рязанского училищ связи.



Александр Талынев : Почему Новочеркасский не тронули? Потому что выпускник училища был начальник связи - генерал-полковник Карпов Евгений Акимович. Начальник связи войск нашей армии, Российской Федерации.



Сергей Гогин: Подполковник запаса Василий Гончаров, бывший преподаватель Ульяновского училища связи, обвиняет в развале училища последнего начальника, кстати, выпускника вуза-конкурента - Новочеркасского училища связи. Гончаров тоже считает, что выживают не лучшие училища, а те, откуда вышли нынешние военные начальники.



Василий Гончаров : Такие училища как Рязанское, при всем моем уважении к людям, которые там работают, - это придворные при Москве. Там "золотая" молодежь - сынки генералов и прочие. Поэтому они и оболгали наше училище. Потом разобрались - якобы накажем и прочее, а дело сделано.



Сергей Гогин: Депутат Законодательного собрания Ульяновской области Алексей Куринный обладает данными о том, что имел место лоббизм и в случае с Ульяновским военно-техническим училищем.



Алексей Куринный : Когда саратовские депутаты от "Единой России" лоббируют пусть захолустное, брошенное где-то в степи, училище, вместо того, чтобы сохранить нормальный центр в городе Ульяновске, то есть не государственный интерес на первом месте, а какие-то такие местечковые. Я уже не говорю про некомпетентность большинства этих решений. А наши депутаты от "Единой России" в Государственной Думе проголосовали против того, чтобы рассматривать вопрос об училище на заседании Государственной Думы.



Сергей Гогин: Региональная власть ограничилась письмами в поддержку училищ. Назначенный губернатор области Сергей Морозов публично по этому поводу не высказывался, предпочитая не ссориться с верхушкой властной вертикали. Командование самих училищ принимает свою участь безропотно. Пытаются протестовать только представители общественности, некоторые оппозиционные политики, отставные офицеры.



Виктор Ильин : По неофициальным данным, офицеры училища предупреждены о том, чтобы на такие митинги они не выходили. Что командир скажет, то офицеры и делают, иначе он может даже лишиться дальнейшего офицерского роста, а там и квартира и все остальное.



Сергей Гогин: Говорит полковник в отставке Виктор Ильин, 33 года отдавший преподаванию в Военно-техническом училище. Он ушел в отставку в этом году, чтобы, по его словам, не участвовать в развале вуза.


Какова судьба военного персонала училищ? Офицеры помоложе едут куда пошлют или вовсе бросают армию, тому, кто пустил корни в Ульяновске, получил квартиру, прямая дорога в отставку. Но зачастую армию бросают и выпускники, только что получившие дипломы и лейтенантские погоны.


Военно-техническое училище - последнее из трех, действовавших в Ульяновске. Высшее гвардейское танковое училище закрыли еще в начале 90-х годов. Спасти училище связи не помогли ни поездка инициативной группы в Минобороны, ни обращения к первым лицам страны, ни крестный ход, ни икона Казанской Божьей матери, которую специально привозили из Жадовского монастыря. Как сказал один священник, святой образ спасал от внешних врагов, против врагов внутренних иконы бессильны.



XS
SM
MD
LG