Ссылки для упрощенного доступа

217 уголовных дел возбуждено по фактам нарушения закона в учебных заведениях России


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Евгения Назарец и Кирилл Кобрин.



Андрей Шароградский: 217 уголовных дел возбуждено по фактам нарушения закона в учебных заведениях России. Почти 200 вузовских руководителей - от ректоров и директоров до преподаветелей и членов приемных комиссий - обвинены в растратах бюджетных средств и о взятках во время сессии и вступительных экзаменов. Об итогах операции "Образование 2008" отчитался Департамента экономической безопасности МВД России. Практически одновременно Рособрнадзор сообщил о собственных проверках в регионах, в результате которых несколько региональных вузов прекратили работу.



Евгения Назарец: Операция "Образование" ежегодно проходит с 2002 года. За время ее проведения выявлено более 3,5 тысяч преступлений, почти 600 из них - взяточничество, без малого 900 - растраты на сумму более 100 миллионов рублей. Эти цифры мало впечатлили председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова.



Кирилл Кабанов : Такая игра в догонялки. МВД выполняет свои функции, оно ловит взяточников, причем взяточников вузов, скажем так, не самых престижных. Ситуация складывается в том, что рынки оцениваются Высшей школы экономики - порядка 2 миллиардов долларов по взяткам по вузам, вообще, по образованию. Мне вот в Воронеже жаловались студенты юрфака о том, что у них есть преподаватель, который берет взятки. На него несколько раз писали заявление, но, поскольку многие милиционеры и прокуроры учились в Воронеже, заканчивали университет, он постоянно уходит из-под удара. Если брать по объему денег, то образование, как и здравоохранение - это низовая коррупция.



Евгения Назарец: То есть они не помногу берут?



Кирилл Кабанов : Они берут не помногу. И на рынке, на самом деле, это смешные деньги - это порядка 2-3 процента от общего рынка, ну, до 5 процентов.



Евгения Назарец: Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов упомянул коррупционный скандал в воронежском вузе. В отчете Департамента экономической безопасности МВД недобрым словом помянуты Ивановская область, Бурятия, Новосибирск, Тамбов, Киров. Одновременно за региональные вузы взялся Рособрнадзор, он проверяет работу преимущественно негосударственных институтов, университетов, академий. Известно, что в результате таких проверок лишились лицензий и аккредитаций более 10 учебных заведений в Тюменской области, Татарстане, Нижнем Новгороде и все в том же Воронеже. Мы попросили нашего воронежского корреспондента Михаила Жеребятьева рассказать об экономической и правовой обстановке в местном высшем образовании.



Михаил Жеребятьев : Втрое по сравнению с советским временем выросло число вузов в Воронеже - сейчас их 33. Также увеличилось число специальностей, по которым ведется обучение. Стало возможным учиться платно. Сегодня на платной основе образование получает до половины местных студентов. А в последние десять лет филиалы и представительства разных вузов - и воронежских, и московских - появились в малых городах и даже сёлах.


Начавшееся сверху реформирование структуры высшего образования в Воронеже вызвало к жизни идею приземлить здесь один из федеральных университетов. Власти бросили клич ректорам: срочно объединяться! Говорит руководитель Главного управления образования Воронежской области Яков Львович.



Яков Львович: Федеральная политика в этом отношении в создании именно крупных и междисциплинарных региональных вузов.



Михаил Жеребятьев : А в начале нынешнего учебного года прошла проверка Рособрнадзора. По первоначальному замыслу, основное внимание должно было уделяться коммерческим вузам. Комиссия же посетила 22 учебных заведения и филиалы и только пять из них нашла соответствующими лицензионным требованиям. Среди вызвавших самые серьёзные нарекания - одно из престижнейших учебных заведений города - Госмедакадемия. Детали претензий пока неизвестны.



Евгения Назарец: На примере Воронежа хорошо видно, как сочетаются сегодня попытки власти реформировать систему высшего образования и одновременно добиться соблюдения законов в этой сфере. Проверки Рособрнадзора в вузах с последующим изъятием лицензий и аккредитаций в дополнение к борьбе со взятками и растратами - это тоже часть все той же реформы, конечная цель которой - уменьшить количество вузов в России. Так считают многие эксперты. Наш коллега Кирилл Кобрин в 90-е годы занимался преподавательской деятельностью в высшей школе. О сложившейся сегодня ситуации в системе высшего образования он судит, исходя из собственного опыта.



Кирилл Кобрин: Есть две разные проблемы, но они пересекаются в какой-то сфере, - это проблема коррупции и проблема системы и развития системы высшего образования в стране. Проблема коррупции очевидна, ей способствует, безусловно, некоторый хаос, который появился в этой системе, начиная с конца 80-х годов. Всем памятна эпоха, когда любое ПТУ становилось институтом, а потом тут же академией. Количество вот таких низкокачественных учебных заведений в России довольно велико. Но государственная система не справлялась, по крайней мере раньше, я думаю, и сейчас она не справляется и с количеством желающих получить высшее образование, и сама по себе она консервативна. С одной стороны, конечно же, нужна система негосударственных вузов, это очевидно. С другой стороны, ситуация с негосударственными вузами, которая сейчас возникла, она, конечно, нетерпима, и можно понять прекрасно власть, которая всеми силами пытается сократить и каким-то образом упорядочить эту систему. Соответственно, вопроса два остается: какая цель, для того чтобы государство контролировало все, тогда это, конечно, вряд ли можно отнести к успешной идее, и как это - хорошо бороться с коррупцией. К сожалению, это все принимает характер кампаний: поборолись, закрыли несколько вузов, потом забыли об этом, потом снова поборолись. Это как раз и внушает определенную тревогу.



Евгения Назарец: Ошибочно ставить знак равенства между борьбой с коррупцией в системе высшего образования и сокращением количества вузов, особенно негосударственных. В этом с опытным преподавателем соглашается и депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин.



Олег Смолин: Массовая проверка негосударственных вузов может быть напрямую связана с кампанией по сокращению их общего числа в Российской Федерации. Но при этом я плохо понимаю, о чем думают господа из Министерства образования и науки. В Государственной Думе находится закон, который сокращает в следующем году возможности приема как в государственные, так и в негосударственные вузы. Минимум 100 тысяч детей не получат аттестатов, окажутся выброшенными на улицу, не смогут продолжать образование в условиях кризиса, не смогут найти работу.


Я написал министру образования и науке Андрею Фурсенко еще в начале сентября запрос, правда, приделав к нему заголовок из Дмитрия Медведева: "Не надо кошмарить образование". Получил ответ от заместителя министра, который можно было бы сформулировать словами Верки Сердючки: "Хорошо, все будет хорошо!" На самом деле, на мой взгляд, ничего хорошего не будет.


Я думаю, что в обозримой перспективе государственное высшее образование останется основой высшего образования в России. Но я являюсь куратором совета в Комитете по образованию Государственной Думы по негосударственному сектору образования. Я точно знаю, у нас немало негосударственных вузов, которые дают качество образования, абсолютно соответствующее современным требованиям. А некоторые просто-напросто являются наиболее продвинутыми, в том числе даже в научных исследованиях. Например, Российский новый университет, если мне не изменяет память, только за последнее время зарегистрировал пять открытий. Подчеркиваю, не изобретений, не патентов, а пять открытий, что большинству государственных вузов пока недоступно!



Евгения Назарец: Депутат Госдумы Олег Смолин замечает, что в России лишь 20 процентов работающего населения имеет высшее образование, а, например, в странах "большой восьмерки" каждый четвертый. Но при этом в России дело идет к сокращению высших учебных заведений, прежде всего за счет негосударственных и провинциальных вузов. Многие эксперты считают, что при этом методами борьбы с лишними вузами становятся и проверки Рособрнадзора, и государственные антикоррупционные кампании.


XS
SM
MD
LG