Ссылки для упрощенного доступа

В Госдуму внесены законы о поправках в Уголовный кодекс


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.



Кирилл Кобрин: Российское правительство внесло в Государственную Думу поправки в Уголовный кодекс к статьям о шпионаже и государственной измене. По мнению юристов и правозащитников, если эти поправки будут приняты, под обвинение в двух преступлениях, тяжких преступлениях, можно будет подвести многих критиков нынешней российской власти.



Данила Гальперович: Не успела Государственная Дума с неимоверной легкостью вывести из ведения суда присяжных дела по шпионажу и государственной измене, как исполнительная власть решила пересмотреть сами эти понятия. Сразу несколько российских газет вышли с материалами о том, что в парламент внесены законы о поправках в Уголовный кодекс, в которых понятия «шпионаж» и «государственная измена» подвергнутся пересмотру. Если сейчас государственной изменой считается «враждебная деятельность в ущерб внешней безопасности России», то в новой редакции статей слово «враждебная» будет убрано, так же, как и слово «внешней». Иначе говоря, теперь государству не придется доказывать, что в действиях человека были именно враждебные побуждения, а любой, кого сочтут угрозой внутренним российским порядкам, может быть объявлен изменником.


Шпионом же может быть объявлен любой, кто, например, поделился с международной организацией - и это и есть новость, раньше только с иностранным государством - какими-то сведениями, которые российская власть сочла секретными. Кроме того, теперь не только сама иностранная разведка, но и лицо, действующее в ее интересах - ну, например, западный конгрессмен из комитета по делам разведки - могут быть получателями опасных секретов, а передающий им эти секреты становится шпионом.


Оба председателя профильных комитетов Государственной Думы - Павел Крашенинников и Владимир Васильев, отвечающие в Думе, соответственно, за уголовное законодательство и безопасность, как оказалось, в текст поправок еще не вчитывались и от комментариев отказались.


Правозащитники же, услышав об этих новациях, только схватились за голову. Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева уверена, что спецслужбам, у которых никто и не думал отбирать их собственное следствие, развязываются руки в преследовании всех и каждого.



Людмила Алексеева: Насколько я понимаю из этого объяснения, почему расширяется статья, что иначе очень просто доказывать, это значит, что теперь можно будет объявить шпионом каждого человека, который сходил на прием в иностранное посольство. Меня больше всего интересует, конечно, ситуация с правозащитными организациями, ведь правозащитные организации принципиально организации, работающие без границ. Скажем, случилась российско-грузинская война, мы поехали в Грузию выяснять нарушение прав человека не только со стороны грузин на территории Южной Осетии, но и нашими военнослужащими на территории Грузии. Вот вам, пожалуйста, уже враждебные действия, деяния и так далее, и так далее. Это такая резиновая формулировка, под которую можно подвести каждого человека, побывавшего за границей или поговорившего здесь с иностранцем, не дай бог пригласившего его к себе в гости.



Данила Гальперович: Адвокат Юрий Шмидт согласен с этой оценкой и полагает, что поиск шпионов и изменников - лишь часть процесса закручивания гаек, который развивается последние 8 лет.



Юрий Шмидт: Все последнее законотворчество Государственной Думы, все инициативы, которые вносят президент, премьер и "Единая Россия" - все они направлены на дальнейшее ущемление прав и свобод человека, на снижение степени нашей свободы. Причем все их нужно рассматривать в комплексе. Только что ограничили компетенцию суда присяжных, в частности изъяли из их ведения дела о государственной измене и шпионаже, как тут же появляется новая редакция соответствующих статей Уголовного кодекса. Можно сказать, что расширяется круг субъектов ответственности, что расширяется круг адресатов, которые специально упоминаются в качестве получения сведений, составляющих государственную тайну. Насколько я могу понять, к ответственности можно будет привлекать не только людей, которым государственная тайна доверена в специальном порядке и с которыми заключен соответствующий контракт во исполнение закона о государственной тайне, но и любых людей, которым эта тайна стала известна по работе или каким-то другим способом.



Данила Гальперович: По мнению Юрия Шмидта, ведомству под руководством Александра Бортникова просто необходимо постоянно докладывать об успехах на ниве поимки врагов родины, а для этого чекистам нужно удобно расширить под себя законодательную базу.



Юрий Шмидт: Понятно, что этот закон во многом был инициирован Федеральной службой безопасности, но внесен с одобрения высшего руководства страны. Я знаю, что Федеральная служба безопасности постоянно твердит нам... Сколько я вообще знаю о существовании этих органов, они в каждом ежегодном докладе, вот 20 декабря это их день рождения, они как раз к этому времени готовят отчетный доклад, там всегда содержится фраза о том, что "за последнее время резко выросла разведывательная деятельность в отношении Российской Федерации (раньше говорили, Советского Союза), увеличилось количество выявляемых шпионов и государственных изменников". Таким образом, они доказывают вообще свою полезность и свое право на расширение финансирования.



Данила Гальперович: Людмила Алексеева уверена, что власти готовятся к всплеску массового недовольства их политикой, который может произойти в результате обострения экономической обстановки.



Людмила Алексеева: Я думаю, социально-экономический кризис пугает наши власти даже больше, чем граждан, но они боятся не за те трудности, которые будет переживать страна, а за крепость своей власти в стране, которая будет переживать трудности. У страха глаза велики. Придумывают бог знает чего, лишь бы только себя спокойнее чувствовать. Ну мы и рухнем в собственную яму без чужой помощи. Не знаю. Это просто в ужас приводит оттого, о чем думают люди во время кризиса вместо того, чтобы думать о том, как легче помочь пережить его людям в этой стране.



Данила Гальперович: Интересно, что демократическая оппозиция связывает усиление репрессий в ее отношении, в частности, недавний жестокий разгон «Марша несогласных», также с опасениями властей, связанными с надвигающимся экономическим кризисом. Однако важнее другое. Недавние заседания международных организаций, в частности, ОБСЕ, ясно показали, что Россия попадает во все большую внешнюю изоляцию из-за своего поведения на Кавказе. Похоже, российские власти решили не ломать тенденцию и изолировать страну еще и изнутри.



XS
SM
MD
LG