Ссылки для упрощенного доступа

В Музее современного искусства открылась выставка видеоработ Энди Уорхола


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Елена Фанайлова.



Сергей Тарасов: В Московском музее современного искусства открылась выставка видеоработ отца поп-арта Энди Уорхола «Живые портреты». Это коллекция из Музея современного искусства Нью-Йорка и Музея Энди Уорхола в Питтсбурге, которая показывается в разных столицах мира.



Елена Фанайлова: Это первая выставка Энди Уорхола в России, которая дает представление о нем не только как об индустриальном художнике, который открыл, что банка супа «Кемпбелл» может стать предметом искусства. Пространство выставки таково, что объясняет, какими масштабными проектами мыслил Уорхол. Это развешанные в четырех залах 18черно-белых видеоработ на огромных проекционных экранах, в том числе знаменитая статичная восьмичасовая съемка Эмпайр Стейт Билдинг и почти часовой «Поцелуй», где пары разных рас и сексуальной ориентации запечатлены в почти одинаковом ракурсе. Остальные работы - это видео портреты его друзей и моделей, нью-йоркской богемы шестидесятых. Говорит Николай Усков, главный редактор журнала GQ, усилиями журнала выставка появилась в Москве...



Николай Усков: Энди - это, наверное, последняя икона современной культуры, почитаемая абсолютно всеми. Ему удалось выявить не только ключевые смыслы, образы нашей цивилизации, но апробировать те средства выражения, которыми сейчас пользуется практически любой человек, называющий себя современным художником, в частности, видеоарта. То, что Уорхол был пионером видеоарта, широкой публике не очень хорошо известно. Уорхол был одним из первых, кто купил портативную видеокамеру, и стал с ее помощью снимать всевозможных своих знакомых. Люди это достаточно занятые, среди них не так много знаменитостей - я узнал только Сальвадора Дали на самом деле. Самое, наверное, потрясающее, что большинство из них либо померло уже, либо выглядит совершенно по-другому. Энди Уорхолу удалось остановить какое-то мгновение, поймать эту эмоцию, и эти люди продолжают жить, такая метафора на самом деле искусства, вечности искусства, которое побеждает и смерть, и старость.



Елена Фанайлова: Почему Уорхола называют королем поп-арта? Продолжает Николай Усков...



Николай Усков: И эта выставка Уорхола подтверждает: он сделал искусство по-настоящему массовым продуктом. Не в плохом смысле слова, а он сделал искусство таким же необходимым человеку современного города, как продукты питания. Мы потребляем очень много искусства. Часто мы даже не задумываемся о том, сколь много искусства самый унылый обыватель потребляет в течение, там, дня. Это может быть реклама, это может быть кино, это может быть видеоарт, это может быть дизайнерская упаковка чего бы то ни было. Это вещи, которые окружают нас ежедневно и заполняют наше сознание. Мне эта функция Энди Уорхола, как пропагандиста, грандиозного пропагандиста искусства, очень симпатична. Пожалуй, это единственный человек, о котором можно сказать такую любимую русскими метафору: Энди Уорхол - это наше все, наше все современной культуры.



Елена Фанайлова: Об Энди Уорхоле и выставке его видеоработ в Московском музее современного искусства говорил Николай Усков, главный редактор русского издания журнала GQ.


XS
SM
MD
LG