Ссылки для упрощенного доступа

Центробанк России будет назначать своих специальных представителей в российские коммерческие банки


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.



Кирилл Кобрин: Сегодня Государственная Дума обсуждает проект закона, который наделяет Центральный банк России правом назначать своих специальных представителей в российские коммерческие банки. Речь идет о банках, которые либо сами получили в последнее время финансовую помощь государства, либо через них проходили средства, выделенные государством другим отраслям экономики. Спецпредставителей государства предполагается направить и в те банках, на счетах которых были размещены временно свободные средства федерального бюджета.


Подробнее об этом - Сергей Сенинский в «Экономической панораме»...



Сергей Сенинский: У Центрального банка уже сегодня, в принципе, есть возможности контролировать финансовую деятельность того или иного коммерческого банка вплоть до самых небольших сделок. Условно говоря, если какой-то коммерческий банк предоставил некоему частному лицу небольшой кредит на покупку, скажем, холодильника, то в течение нескольких дней, в зависимости от типа отчетности, Центральный банк может узнать практически все детали этой сделки: и персональные данные самого заемщика, и сроки и условия, на которых он получил деньги от коммерческого банка. Возможности для такого контроля уже существуют.


Тем не менее, проект нового закона предполагает, что Центральный банк назначает своих специальных представителей в те банки, которые так или иначе участвуют ныне в антикризисном финансировании экономики из государственных средств. Можно предположить, что одна из целей такого дополнительного контроля - все то же стремление финансовых властей сдержать или предотвратить отток капитала из России? Из Москвы - аналитик финансовой корпорации «Уралсиб» Леонид Слипченко.



Леонид Слипченко: Естественно, вы абсолютно правы, что это одна из дополнительных мер, административных мер по сдерживанию оттока капитала и то же время сдерживания давления на рубль, в том числе. Так как многие банки, в последнее время было замечено, что они переводили часть средств на зарубежные счета в банках-контракгентах и так далее. Снять это напряжение вот именно этим способом административным пытаются в последнее время правительство и Центральный банк, в том числе и этим законом также.



Сергей Сенинский: Аналитик инвестиционной компании UnicreditAton Рустам Боташев.



Рустам Боташев: Я все-таки думаю, что основная цель - это контроль за расходованием средств, которые предоставляются правительством, в данном случае конкретно Центральным банком, с тем чтобы, в том числе, не было оттока капитала, затем, в том числе, чтобы деньги, которые даются государством на поддержку внутренней экономики, реального сектора, именно туда и пошли, а не пошли на какие-то другие нужды. Это как бы контроль за расходованием государственных средств.



Сергей Сенинский: Во вторник министр финансов Алексей Кудрин заявил, что, по нормам законопроекта, специальные представители Центрального банка в соответствующих коммерческих банках будут иметь доступ к информации о всех сделках, объем которых превышает 1% текущей общей стоимости всех активов этого банка. Но можно ли оценить долю сделок именно такого объема в общей структуре всех сделок российских банков? Например, в течение последних полутора-двух лет... Леонид Слипченко, корпорация «Уралсиб».



Леонид Слипченко: Тут сложно говорить. Естественно, у каких-то банков концентрация активов достаточно высокая, на каких-то конкретных заемщиков, какие-то сделки по кредитованию крупных промышленных предприятий занимают большую часть. В тех условиях, в которых мы находимся, когда кредитование у частных банков практически остановилось или выдается, например, порционно, определенным только участникам, в этих условиях, конечно, контролировать достаточно просто, поэтому любая крупная сделка будет достаточно заметна и для контролера, и для Центрального банка. Надо понимать, что Центральный банк кредитует российскую банковскую систему достаточно активно, первые 130 банков, естественно, следует контролировать расход этих денег и в то же время стимулировать банки к кредитованию. Некая административная мера по безопасности именно этого кредитования, именно банков посредством кредитования самих же банков государством, она должна быть подконтрольна.



Сергей Сенинский: Судя по сообщениям, проект нового закона предусматривает, что специальные представители Центрального банка не будут вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков. Их задача - осуществлять непосредственное наблюдение и информировать Центральный банк об этой деятельности.


Но, исходя из банковской практики, сколь в принципе возможно отделить контроль в виде наблюдения за текущим бизнесом банка со стороны главного регулирующего органа и его же право вето в тех или иных ситуациях? Рустам Боташев, инвестиционная компания UnicreditAton .



Рустам Боташев: Я предполагаю, что в законе это будет скорее уведомительная, нежели разрешительная функция у этих наблюдателей, но на практике, конечно, если нет никаких рычагов влияния на банк, то зачем этот наблюдатель нужен. Наверняка, высказав свое мнение, к этому мнению будет банк прислушиваться, и фактически это мнение будет являться фактически финальным. То есть разделить разрешительную и уведомительную функцию будет достаточно сложно, но я как бы особо плохого в этом ничего не вижу на настоящий момент, то есть на момент кризиса. Если какие-то банки это не устраивает, то, пожалуйста, никто же не заставляет их брать деньги у Центрального банка, могут выйти на открытый рынок и сами себя поддерживать.



Сергей Сенинский: Леонид Слипченко...



Леонид Слипченко: Я бы сказал, что это переговорный процесс абсолютно. Стимулирование кредитования и при этом наложение вето на какие-то те или иные кредиты, оно противоречит несколько здравому смыслу. Любая кредитная активность любого банка должна поощряться в данный момент. В то же время оценивать риски должен сам банк. Контролер, в принципе, которые пришел из ЦБ, он также должен оценивать эти риски. Поэтому в целом это переговорные процессы между банками и Центральным банком, поэтому я не думаю, что там будут какие-то ограничения, достаточно серьезные.



Сергей Сенинский: В целом спецпредставители Центрального банка могут появиться примерно в 130-150 коммерческих банках России, включая, видимо, и банки, контролируемые государством.


XS
SM
MD
LG