Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.
Евгения Назарец : В Петербурге в связи с кризисом, на грани выживания оказались многие благотворительные организации, в том числе и те, которые собирают деньги для детей, больных раком, и для инвалидов. Эти организации вынуждены срочно перестраивать свою деятельность, что находить деньги даже там, где их казалось бы нет. Тему продолжает наш петербургский корреспондент Татьяна Вольтская.
Татьяна Вольтская : В трудном положении находятся благотворительные организации по всей России. Многие из них не могут проводить платежи, у них возникают проблемы с отчетностью грантодателям. В этом виноваты банки, как и в том, что часто оказывается невозможно перечислить целевые пожертвования грантополучателям. Многие намеченные акции оказываются под угрозой. Например, фонд "Калининград" не сможет поддержать детские больницы, распространяя открытки с рисунками больных детей. Гораздо меньше частных пожертвований приходит в детские дома, которым из-за этого приходится расставаться с надеждой быстро сделать ремонт, приобрети для детей то или иное оборудование. Эксперты говорят о том, что если ситуация затянется, российская благотворительность, которая только-только начала развиваться, может вообще выпасть из поля зрения людей и бизнеса, и восстанавливать ее потом придется очень долго. Под петербургскими благотворительными организациями почва тоже заколебалась. Говорит координатор программ благотворительного фонда "АдВита", помогающего детям и взрослым, больным раком, Елена Грачева.
Елена Грачева : Благотворительный фонд "АдВита" никогда не имел крупных спонсоров. Мы с самого начала создавались как фонд, который вынужден собирать по копейкам, несмотря на то, что онкология - это, наверное, самая затратная сфера благотворительности. Потому что если для детского дома сумма в 100 тысяч рублей может помочь решить какие-то серьезные проблемы, то для нас 100 тысяч рублей - это стоимость доставки одного трансплантанта для одного ребенка. Для того чтобы нам существовать, более или менее, нормально, нужно собирать от 5 до 7 миллионов рублей в месяц, чтобы все наши дети были при лекарствах, при оплаченных трансплантациях. К сожалению, мы сейчас совершенно не справляемся с ситуацией.
Поскольку мы в самом начале были поставлены в такие очень серьезные условия, то с самого начала файндрайзинговые идеи были именно массовые. Вот сейчас кто-то недавно произнес очень хорошую фразу, что благотворительность кончилась, пришло время милосердия. Вот мы под этим лозунгом были всегда. Сначала предполагалось, что благотворительность - это задача государства, потом крупного бизнеса, потом среднего бизнеса. Мне кажется, что сейчас очень важно понять, что благотворительность - это дело всех. Сейчас очень важно сделать благотворительность массовой. Раз компании не может дать 100 тысяч, значит, нам надо найти 10 тысяч человек, которые дадут по 10 рублей. Это единственный наш выход.
Мы искренне благодарны всем нашим крупным жертвователям, которые помогали нам крупными суммами все это время. Но они сейчас находятся в такой ситуации, что у них заморожены счета, у них сокращаются заказы. Их проекты ликвидируются. Какие-то претензии к бизнесу предъявлять было бы просто несправедливо. Но сейчас мы обращаемся к тем людям, которые могут потратить там от 50 рублей ежемесячно из своего бюджета.
Татьяна Вольтская : Но для этого нужно было выработать механизм, чтобы людям было просто заплатить эти маленькие деньги. И, по счастью, механизм этот "АдВита" наладила заблаговременно.
Елена Грачева : Первой нашей задачей было обеспечить сбор денег через платежный терминал, поскольку это очень удобно. Первыми, к кому мы обратились, была система платежных терминалов "Уникасса". Они нас проверяли, наверное, года два. Они интересовались нашим аудитом, брали рекомендательные письма от наших пациентов из больниц. Это было все очень сложно. В результате все-таки они выяснили, что, дам, мы честный фонд, что мы помогаем детям. Они нам сделали отдельную кнопку. Система терминала "Уникасса", которая находится на всех станциях метро, во всех крупных бизнес-центрах. Кроме фонда "АдВита", уже после нас появился фонд "Потеряшка". И вот сейчас мы распространяем эту информацию среди коллег.
Сейчас ведутся переговоры с хозяевами терминалов в Киеве. Они сами вышли на нас. Я думаю, что это очень перспективный путь для всех благотворительных фондов - обеспечивать доступность пожертвований. Это должна быть маленькая сумма и очень простая процедура пожертвований. К сожалению, мы никак не можем организовать пожертвования при помощи S М S , потому что все S М S - провайдеры требуют 50 процентов и ни копейки меньше.
Татьяна Вольтская : Государство должно помочь не только бизнесу, но и некоммерческим организациям, считает руководитель Ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов ГАООРДИ Маргарита Урманчеева.
Маргарита Урманчеева : Мне кажется, в настоящее время некоммерческий сектор стоит на грани выживания. Об этом надо говорить совершенно открыто. Кризис где-то наступил, где-то бизнес только готовится. На всякий случай сокращают благотворительные свои программы. Если есть специальная программа поддержки малого предпринимательства, малого бизнеса, то о поддержке некоммерческого сектора ничего не говорится. Этот вопрос обсуждался на расширенном общественном совете Санкт-Петербурга, который проводила губернатор. Она дала поручение Комитету финансов и Комитету экономики промышленной политики предусмотреть меры по ликвидации той ситуации, что сегодня мы все можем получить субсидии только - сначала мы предоставляем услуги, а потом получаем возмещение затрат, то есть утром стулья, а вечером деньги. У некоммерческого сектора нет оборотных средств. Если раньше мы могли перекручиваться за счет грантов или благотворительности, то сейчас, например, это действительно очень сложно.
Татьяна Вольтская : Есть и еще важная проблема - бизнесу не так-то легко заниматься благотворительностью. Руководители НКО считают, что сейчас особенно важно, чтобы государство сделало шаги, которые бы облегчили бизнесу благотворительную деятельность, предоставить благотворителям льготы.