Ссылки для упрощенного доступа

В Германии развернулась дискуссия в связи с освобождением из тюрьмы бывшего террориста РАФ


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Андрей Шароградский: В Германии развернулась широкая общественная дискуссия в связи с освобождением после 26 лет заключения из тюрьмы бывшего террориста организации РАФ (Фракция Красной Армии) Кристиана Клера. На счету РАФ в 70-х и 80-х годах прошлого века - взрывы общественных зданий, ограбления банков и убийства немецких политиков и промышленников. Организация заявила в 1998 году о своем самороспуске. По мнению немецких экспертов, Кристиан Клар не представляет больше опасности для общества.



Юрий Векслер, Берлин: В молодости Клар проходил обучение в специальных лагерях в ГДР. Есть его фотографии с противотанковыми ружьями и гранатометами ГДР.


Ныне 56-летний Клар, официальный срок отсидки которого истекает 3 января, был на законном основании отпущен в пятницу утром из тюрьмы города Брухзаль в федеральной земле Баден-Вюртемберг. Он остается, однако, еще пять лет условно осужденным и должен находиться в контакте со специально прикрепленным к нему сотрудником ведомства по исполнению наказаний. Освобождение на две недели раньше официального срока объясняется накопленными днями отпуска, но, несомненно, имело целью организовать выход террориста из тюрьмы без присутствия при этом журналистов. Кристиан Клар освобожден в соответствии с законом, предусматривающим конкретный максимальный срок отсидки при пожизненном заключении. Ранее сообщения о предстоящем освобождении Клара вызвали протесты родственников жертв террора РАФ, а также Юргена Фитера, пилота захваченного в 1977 году палестинскими террористами по сговору с РАФ пассажирского самолета. Пилот вернул президенту полученную им ранее высшую награду страны Крест за заслуги. Кристиан Клар был признан виновным в 9 убийствах, в том числе генерального прокурора Германии Зигфрида Бубака, шефа "Дрезднер банка" Юргена Понто и президента Союза работодателей Ханса-Мартина Шляйера, хотя на процессах не удалось установить, кто из террористов конкретно произвел те или иные выстрелы.


Ясное описание факта дает своим читателям крупнейшая немецкая бульварная газета "Бильд". Ее заголовок "Девятикратный убийца на свободе. Никаких следов раскаяния".


Кристиан Клар, как сообщил его адвокат Хайнц-Юрген Шнайдер, намерен избегать публичности, но, возможно, начнет проходить предложенную ему практику в театре «Берлинский ансамбль» в качестве рабочего сцены.


Относительно пространное интервью дал по поводу освобождения Кристиана Клара бывший главный редактор журнала "Шпигель" Штефан Ауст, автор книг о РАФ и сценария выдвинутого на Оскар нового фильма "Баадер Майнхоф-Комплекс".



Штефан Ауст: Знаете, у нас в стране, к счастью, нет смертной казни. Некоторые террористы, возможно, и желали бы, чтобы она была, так как существенной особенностью ее является возможность так сказать бессмертия, возможность войти в историю в качестве мученика за идею. У нас, к счастью, этого нет и пожизненное заключение у нас тоже ограничено во времени, и я убежден, что для террористов не должно быть каких-либо особых законов, не таких, как для обычных преступников


Клар, если хотите, последний из второго поколения РАФ, которое хотело освободить из тюрьмы лидеров поколения основателей организации Баадера, Майнхофа и Энслина, освободить посредством убийств, взятия заложников, посредством других страшных деяний, и для всех этих событий Клар символическая фигура. Поэтому с выходом Клара история РАФ действительно обрела свой финал.



Юрий Векслер: По поводу того, что Клар не высказывает никакого раскаяния, Штефан Ауст сказал.



Штефан Ауст: Он в действительности вообще ничего не сказал, он молчит, но это вполне типично. Лишь немногие члены РАФ, по крайней мере, из тех, кто принадлежал к лидерам, действительно что-либо высказали, сообщили обществу и облегчили, если мы хотим это так интерпретировать, свою совесть. Это оставляет, конечно, горький привкус, впечатление, что Клар или другие, кто давно на свободе, действительно не разобрались со своей совестью и не осознают бесчеловечность своих деяний.


Но, знаете, нельзя людей присудить к раскаянию. Возможно, ему, Клару, поможет то, что он после стольких лет отпущен в нормальную жизнь, в нормальный мир. Возможно, это поможет ему, пусть и с большим опозданием, но по-иному оценить факты. Этого невозможно достичь бесконечным удерживанием человека в тюрьме. Это возможно только другими способами. Теперь Кристиан Клар может делать, что хочет до тех пор, пока это не противоречит закону, и он заверил, насколько я знаю, правосудие, что в будущем намерен придерживаться законов, и будет жить легальной жизнью. Потому что в тот момент, когда он попытался бы - но ведь он почти пенсионер - попытался бы вступить снова на путь терроризма, он тут же снова оказался бы в тюрьме.



Юрий Векслер: В немецкой печати обсуждается возможность, предоставления Кристиану Клару эфира и печатных страниц, хотя он и заявил через адвоката, что не стремится к контактам с прессой. Министр внутренних дел Гамбурга Альхауз даже потребовал публичного отказа гамбургских СМИ от контактов с Кларом. Вот комментарий Штефана Ауста.



Штефан Ауст: Для меня возможность взять интервью у Кристиана Клара зависела бы оттого, что он хотел бы рассказать, но я считаю, что политики должны были бы не вмешиваться в такие истории. Я полагаю, что если бы Кристиан Клар действительно сделал бы некие выводы из прошлого, если бы он оказался в конфронтации со своим прошлым, то у меня не было бы никаких сомнений и проблем взять у него интервью. Но до тех пор, пока ему нечего сказать, я не вижу никакого смысла предоставлять ему время в эфире и место на страницах журнала.



XS
SM
MD
LG