Ссылки для упрощенного доступа

Европейский суд по правам человека в Страсбурге потребовал немедленного освобождения Василия Алексаняна


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.



Андрей Шароградский: Европейский суд по правам человека в Страсбурге потребовал немедленно освободить из-под стражи бывшего вице-президента компании "Юкос" Василия Алексаняна. В постановлении указано, что российские власти нарушили сразу четыре статьи Европейской конвенции по правам человека. Сегодня Следственный комитет при прокуратуре России продлил срок содержания в читинском СИЗО главы "Юкоса" Михаила Ходорковского до 17 марта. Адвокаты считают, что продление срока содержания в СИЗО незаконно, а обвинение намеренно затягивает сроки рассмотрения нового уголовного дела в отношении Ходорковского. Тему продолжит корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.



Максим Ярошевский: Прокуратура России обвиняет Василия Алексаняна в отмывании денег, уклонении от уплаты налогов, присвоение или растрате финансовых средств. Сейчас Василий Алексанян находится в дерматологическом отделении клинической больницы номер 60, у него обнаружен СПИД и рак. Его судьбой не первый раз озаботились в Страсбурге. Европейский суд по правам человека выступил с требованием к российским властям отпустить подсудимого в связи с состоянием его здоровья. Суд констатирует, что нарушены сразу четыре статьи конвенции по правам человека. Третья статья конвенции, гарантирующая право не подвергаться бесчеловечному обращению, третий параграф пятой статьи, гарантирующий право доступа к правосудию в разумные сроки, восьмая статья, защищающая право на частную и семейную жизнь. В решении также значится, что власти России нарушили свою обязанность, прописанную в 34-й статье конвенции. Говорит адвокат Вадим Клювгант.



Вадим Клювгант: Страсбургский суд в отношении Василия Алексаняна уже принимал предварительные решения, причем несколько, и требовал немедленного его освобождения, поэтому вчерашнее решение, безусловно, логично, оно продолжает логику ту, которую занял Страсбургский суд и ранее. Это, конечно, хорошая новость, и это хорошая новость не только с точки зрения самого конкретного вопроса о том, что его содержание под стражей неприемлемо, но и с точки зрения того, что хотя бы где-то, за пределами страны, есть поддержка со стороны судебной власти, со стороны правосудия. Это, в общем, вселяет надежду, что через какое-то время, может быть, произойдут изменения и в нашей стране в этом смысле.



Максим Ярошевский: Министерство юстиции России пока что никак не отреагировало на требование Европейского суда. Ответ будет сформулирован после изучения материалов дела, передает "Интерфакс". По мнению правозащитника, руководителя комитета "Гражданское действие" Светланы Ганнушкиной, в Министерстве юстиции могут затянуть с ответом Европейскому суду.



Светлана Ганнушкина: Я считаю, что то, что происходит с Алексаняном, это чудовищно. Человек, который еще не осужден даже, его преступления, если они имели место, никак не доказаны, человек, который находится в таком положении, как находится Алексанян, должен был бы быть освобожден из-под стражи в любом случае, без всяких решений Европейского суда. К сожалению, Россия имеет право оспорить решение Страсбургского суда. У нее есть три месяца на то, чтобы принять решение - оспаривать или нет. А после этого это может рассматривать большая палата еще достаточное время. И это для Алексаняна может оказаться критичным. Я не понимаю, почему нужно так жестоко и так мелочно со стороны государства огромного сводить счеты, можно сказать, фактически личные счеты?!



Максим Ярошевский: Страсбургский суд не первый раз обращался к российским властям относительно судьбы Василия Алексаняна. В ноябре 2007 года он потребовал обеспечить лечение подсудимого в специальной больнице, в декабре призвал сформировать двустороннюю медкомиссию для изучения состояния здоровья истца и назначения соответствующего лечения. Покинуть больницу Василий Алексанян теоретически сможет и не прибегая к помощи Страсбургского суда. Напомним, что 8 декабря Московский городской суд принял решение об освобождении бывшего вице-президента "Юкоса" под залог в 50 миллионов рублей. Однако подсудимый собрать такую сумму не может. Его имущество арестовано.


Сегодня Читинский областной суд частично удовлетворил ходатайство Следственного комитета при прокуратуре в отношении другого фигуранта дела "Юкоса". До 17 марта продлен срок содержания в Следственном изоляторе бывшему главе нефтяной компании Михаилу Ходорковскому. Таким образом, общий срок содержания в читинском СИЗО составит 25 месяцев и десять суток. Говорит адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт.



Юрий Шмидт: Я убежден, что основная причина в том, что следствие ощущает свою неуверенность и не заинтересовано в том, чтобы передавать дело в суд, особенно в то время, когда мы входим в полосу тяжелейшего кризиса. Мне так кажется, что им только сейчас дела Ходорковского в суде и не хватает. Все остальное у них уже есть. Поэтому они, собираясь закончить дело еще год назад, под разными предлогами продлевали срок следствия и срок содержания Ходорковского под стражей, что совершенно незаконно, потому что предельный срок содержания под стражей - полтора года. Ходорковский пересидел его на год или около того. Тем не менее, следствие все время находит какие-то причины придуманные, какие-то уловки для того, чтобы затянуть передачу дела в суд.



Максим Ярошевский: На этот раз они аргументировали, что Ходорковский из 168 томов прочитал только 107.



Юрий Шмидт: Аргументировать они могут чем угодно. Никогда истинная причина не указывается, особенно если эта причина не имеет ничего общего с законом. Всегда подводится под какую-то статью, всегда делаются голубые глаза, и на голубом глазу сообщают, что вся вина лежит на самих обвиняемых. То, что следствие лишает их необходимых материалов для защиты, то, что следствие отказывает во всех ходатайствах, совершенно правомерных и обоснованных, это они никогда не скажут. Они наверняка скажут, что виноваты сами обвиняемые. И вообще спасение утопающих - дело рук самих утопающих.



Максим Ярошевский: А каковы будут ваши дальнейшие шаги в связи с этим?



Юрий Шмидт: Мы, очевидно, в очередной раз обжалуем это решение суда. Но перспективы пока, вероятно, те же самые, что были в течение всего времени, которое прошло после возбуждения дела и заключения Ходорковского под стражу. Пока не произойдут серьезные изменения в нашем государстве и обществе, реальной надежды на благополучный исход этого дела я не испытываю.



Максим Ярошевский: Добавляет адвокат Вадим Клювгант.



Вадим Клювгант: Что касается продления ареста, как меры пресечения по второму обвинению, то это полное, абсолютное беззаконие. Говорить о том, что человек, который отбывает наказание в колонии, может куда-то скрыться или на кого-то, или на что-то повлиять, это полный абсурд. Понимая это, следствие каждый раз, следя за продлением стражи, суд говорит о том, что, как же, у него же есть право освободиться условно-досрочно, поэтому надо, чтобы он был арестован по новому делу, что, не дай бог, освободят. Когда рассматривался вопрос об условно-досрочном освобождении, они приходили в суд и говорили, нельзя освобождать условно-досрочно, потому что его надо по новому делу держать под стражей. Вот такой порочный круг и таких порочных кругов они уже насоздавали, я имею в виду наши следственно-прокурорские власти, за эти за годы уже насоздавали не один, и загоняют в них всю ситуацию и продолжают ее там держать.



Максим Ярошевский: С Вадимом Клювгантом беседовал Марк Крутов. На заседании читинского суда, где рассматривалось ходатайство следствия о продлении сроков содержания в СИЗО, присутствовала мать Михаила Ходорковского Марина Филипповна. Накануне она прилетела в Читу на свидание с сыном.



XS
SM
MD
LG