Ссылки для упрощенного доступа

Общественная палата обсудила ежегодный доклад о состоянии гражданского общества в России


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Андрей Шарый: В России участие гражданского общества в принятии важных государственных решений находится на низком уровне. Об этом говорится в ежегодном докладе о состоянии гражданского общества в России. Сегодня на заседании Общественной палаты началось обсуждение этого документа. Авторы доклада указывают на то, что среди россиян нет даже единого понимания понятия "гражданское общество". В документе, среди прочего, отмечается, что в последнее время почти половина россиян не чувствуют себя защищенными. Отмечен рост преступлений не почве ксенофобии и расовой ненависти.



Данила Гальперович: Когда доклад о состоянии гражданского общества в России начинается словами, что россияне не знают, существует ли гражданское общество в их стране, - это уже интригует. В докладе Общественной палаты прямо говорится, что российские граждане не имеют и единого понимания того, что же такое «гражданское общество». Председательствовавший на презентации доклада академик Евгений Велихов, например, считает, что именно гражданское общество поддержало российскую власть, когда та вступила в войну с Грузией.



Евгений Велихов: Произошли трагические события на Кавказе, Россия заняла в этом отношении очень последовательную, твердую позицию, и президент, - позицию принуждения к миру. И конечно, эта позиция была не только правительственной, но и позицией всего гражданского общества. И Общественная палата, и все гражданское общество активно включилось в решение тех проблем, которые так или иначе были связаны с этой задачей, и они остались с нами.



Данила Гальперович: По сути доклада выступал первый проректор высшей школы экономики Лев Якобсон, который предположил, что в 2009 году гражданское общество активизируется, но затруднился высказать прогноз, в каком именно направлении пойдет эта активизация. Было впечатление, что господин Якобсон хочет о чем-то предупредить.



Лев Якобсон: Кризис, с одной стороны, предъявляет гораздо более жесткие требования к общественной солидарности, к самоорганизации, с другой - мы пока еще не очень знаем, какой она будет. Она точно возрастет, но насколько конструктивной она будет, насколько все это пойдет скорее в русло созидательной работы, поиска компромиссов, общественного диалога или в русло конфронтации.



Данила Гальперович: Пожалуй, наиболее громкое звучание дискуссия о состоянии гражданского общества в России приобрела с выходом на трибуну члена Общественной палаты и известного адвоката Генри Резника. Он еще раз раскритиковал закон, недавно принятый обеими палатами российского парламента, который позволяет судить за шпионаж и массовые беспорядки без суда присяжных.



Генри Резник: Закон прямо противоречит нормам Конституции Российской Федерации. В статье 47-й Конституции предоставлено право гражданам на выбор суда присяжных по тем делам, которые отнесены к подсудности федеральным законам. А часть 2-я статьи 55-й говорит о том, что в Российской Федерации не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права человека. В данном случае принимается именно такой закон. Мне сказали, что есть наша экспертиза у президента, но по оперативным данным, президент этот закон готов подписать. Моя личная оценка: если это произойдет, для меня лично нет больше президента самостоятельного и нет правоведа.



Данила Гальперович: Генри Резник предложил еще раз обратиться к Дмитрию Медведеву с просьбой не подписывать закон, и его предложение было поддержано сидящими в зале. Однако там были не только члены Общественной палаты, и точно сказать, что именно Общественная палата поддержала обращение адвоката, пока нельзя. Член общественной палаты, поэт и посол Андрей Дементьев считает, что российскому обществу до гражданского общества далеко.



Андрей Дементьев: Я думаю, что гражданского общества как такового в полном понимании этого слова у нас еще нет. Потому что мы очень разобщены. Гражданское общество только тогда существует, тогда имеет какую-то под собой и почву, и силу, и поддержку, когда оно едино в своих позициях, в своих взглядах, в своем отношении к жизни, к власти. Вот я считаю, что мы пока разобщены. Я даже написал сегодня стихи, которые так и начинаются: "Русские люди разобщены..." Очень много бед в нашей России, начиная с этих терактов, с того, что безработица растет, что зарплата снижается, что людей выгоняют из всяких частных, коммерческих организаций, фирм и так далее, выгоняют и оставляют без средств к существованию. У нас засилье милиции. Я вот езжу по столице, и я вижу, как во всяких переулках они стоят, и я вижу у них волчий оскал, когда они хотят собрать деньги, когда все как-то не сплачиваются против этого, понимаете. Это частный вопрос, но он имеет очень серьезное значение, потому что когда власть берут силовые органы, это уже диктатура.



Данила Гальперович: А научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, наоборот, уверен, что факт существования гражданского общества в докладе Общественной палаты зафиксирован.



Евгений Ясин: Если рассматривать доклад как доказательство того, что гражданское общество есть, и мы можем строить демократию, то есть считаем, что... то да, есть. Если, так сказать, ставить условие, что оно маленькое, неактивное и так далее, я больших проблем в этом не вижу. Единственное, что нужно, чтобы не мешать.



Данила Гальперович: В любом случае в докладе, где говорится о некоей активизации людей в отстаивании своих интересов, ничего не сказано, например, о "Маршах несогласных", о жестоких милицейских разгонах этих маршей и о том, что люди, пытающиеся объединиться под лозунгами, не нравящимися властям, сразу называются не представителями гражданского общества, а жуликами и провокаторами.


XS
SM
MD
LG