Ссылки для упрощенного доступа

Норильское восстание 1953 года


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин.



Дмитрий Морозов: Сегодня мы предлагаем вашему вниманию первую часть из серии интервью, посвященных важным и интересным общественным проектам и инициативам которые либо появились, либо проявили себя в 2008 году. Это, конечно же, не рейтинг и не список из серии «самый лучший», «самый влиятельный» и так далее. Героями нашей мини-рубрики стали довольно скромные начинания, которые имеют отношение к разным сферам общественного сознания – от истории до искусства. В демократических странах именно такие проекты являются основой функционирования гражданского общества. Начнем с важнейшей для современной России сферы – исторической памяти. В 2008 году исполнилось пять лет координационному совету «Норильское сопротивление» - организации, созданной бывшими сталинскими политзаключенными, участниками восстания в Норильлаге в 1953 году. Эта общественная группа при поддержке компании «Норильский никель» собирает драгоценные свидетельства о событиях 1953 года, издает книги, ведет просветительскую деятельность. Мой коллега Кирилл Кобрин побеседовал с одним из руководителей «Норильского сопротивления», бывшим узником Норильлага Львом Александровичем Нетто.



Кирилл Кобрин: «Норильское сопротивление» - речь идет о восстании или о забастовке в норильских лагерях и одновременно сейчас о сопротивлении забвению этих событий.



Лев Нетто: Кирилл, все очень последовательно отражает действительную картину, как сегодня есть. Но главное, конечно, это все же была забастовка, которая была спровоцирована невозможными условиями даже не жизни, а существования в ГУЛАГе. Это было такое дружное выступление. Здесь большое дело сыграла еще и та организация, которая существовала в лагере. Это была подпольная организация: русские, украинцы, литовцы… Это было чисто забастовочное такое выступление. Но уже после практически подавления этой забастовки, а подавлялась эта забастовка именно уже как обычно не забастовки подавляются, а вооруженное восстание, как уже начальство наше отчитывалось перед Кремлем, перед Москвой, что мы подняли вооруженное восстание антисоветского типа, это название уже как-то вошло в историю, упоминание этого. Повторяю это название – восстание, но только уже с разъяснением, что это было действительно восстание духа людей!



Кирилл Кобрин: Это событие 50-летней с лишним давности. Теперь давайте поговорим о деятельности вашего координационного совета. Из чего она состоит? Это выступления или какие-то издания?



Лев Нетто: Во-первых, нужно сказать, что о норильском восстании еще Солженицын писал в свое время, когда написал о восстании кенгирском, «40 дней Кенгира». О Норильске он написал краткую фразу: «О Норильске была бы тоже отдельная глава, но ничего не известно». Практически до начала нового тысячелетия совсем мало что было известно о норильском восстании. Во время нашей встречи, когда был 50-летний юбилей этого события, была организована наша вот… громко сказать, что это организация, это – группа людей, которые, собственно, были участниками вот этой юбилейной встречи и которым вот эта встреча как бы поручила придать гласности как можно шире, что же это было за событие 1953 года в Норильске. Это, собственно, и легло в основу нашей деятельности. Прежде всего нужно было собирать живые воспоминания, то есть то, что люди сами прошли, видели и говорили. Мы уже столкнулись с тем, что те данные, сведения архивные порой, можно сказать, лживы, они противоречивы и не отвечают истинной действительности. Поэтому главная задача перед нами стояла, перед этой группой людей, чтобы собрать эти живые воспоминания. Ибо уже через 50 лет участников осталось очень мало. Мы создали картотеку тех, кто в то время был жив, и у нас получилось, что норильчан, которые были там, было 150 человек. Теперь прошло еще, после 2005 года, пять лет – их уже осталось 70 человек. Поэтому мы понимаем ту заботу, стремление как можно быстрее собрать сведения от участников. Это достаточно сложно. Мы так распределились, что каждый представитель нашей группы у себя в стране собирает эти всякие сведения, объединяет людей. Объединяются в Литве, в Украине. У нас получилось, конечно, сложно: страна большая, все рассыпались по всей стране люди, начиная с запада и севера, на юг и по всей стране, поэтому поиск был сложный. Надо еще сказать, что я вам назвал цифру, что 70 человек – это в целом, в общем, но среди них больше половины на сегодняшний день привязаны к своему дому, они не могут перемещаться – и возраст, и болезни, и все вместе взятое. Сегодня мы уже, я считаю, большую работу в этом провели, уже у нас выпущено 4 книги в издательстве «О времени. О Норильске. О себе», где собраны эти воспоминания. Тем более это важно потому, что эти события были в лагере, который состоял из шести лагерных отделений, и в каждом лагерном отделении своя была специфика, свой сюжет и прохождения забастовки, и особенно подавления, как это подавлялось. Поэтому это нельзя одним коротким словом сказать, как это произошло. Поэтому мы считаем, что это нужно делать, и многое сделано, четыре книги выпущены, которые описывают все эти лаготделения. Но еще есть и значительное количество белых пятен.


XS
SM
MD
LG