Ссылки для упрощенного доступа

Судьба 15 российских моряков в Испании. Рассказ настоятеля православной церкви в Мадриде


Ирина Лагунина: В тюрьме в испанской глубинке - на юго-западе Иберийского полуострова - продолжают оставаться 15 архангельских моряков, арестованных еще в середине мая по подозрению в причастности к наркоторговле. Испанское правосудие неторопливо, а власти России, похоже, их судьбой особо не интересуются. Рассказывает наш корреспондент в Испании Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий: Чтобы как-то поддержать соотечественников –членов экипажа судна "Юозас Алексонис", ставших, как считают независимые юридические эксперты, жертвой мафиозного заговора, в канун Нового года к ним, в очередной раз, отправился настоятель Христорождественского прихода русской православной церкви в Мадриде отец Андрей Кордочкин. Мы встретились с ним после этой его поездки:



Отец Андрей Кордочкин: Для священника, который приходит в тюрьму, для него вопрос виновности или невиновности не стоит вообще… Священник должен быть с людьми в тюрьме, независимо от того, почему они там оказались. Когда они со мной встречаются, они встречаются все… Они просили книги у меня, я им привозил… евангелие, крестики просили привести… еще им какие-то книжки пришлю. Когда мы встречаемся, у нас краткий молебен совершается, а потом мы с ними сидим, разговариваем о жизни, думаем, как им помочь.



Виктор Черецкий: Приезд в тюрьму города Уэльва православного священника был воспринят брошенными на произвол судьбы россиянами как праздник и как возможность поведать миру о ситуации, в которой они оказались. Они рассказали, к примеру, отцу Андрею, что крайне обеспокоены отсутствием какой-либо юридической помощи: за почти восемь месяцев тюрьмы они практически ни разу не общались со своими адвокатами:



Отец Андрей Кордочкин: Вот я и говорю… с делом они ознакомлены не были, адвокатов не видели, подписали непонятно что…Прокурор требует для них по три, по четыре года…через переводчика... И потом они подписывали свои показания, подписывали неизвестно что, и переводчик был не очень хороший…



Виктор Черецкий: Слова священника мне напомнили аналогичную историю с россиянами почти десятилетней давности. Тогда, в 1999 году, одиннадцать ни в чем не повинных – сегодня это доказано - моряков с российского траулера «Таамсаре» стали жертвой заговора международных наркоторговцев. Испанская Фемида им тоже, как и архангельским морякам, долго отказывала в адвокатской помощи. Результат - приговор к 10 годам тюрьмы. Бывший механик по холодильным установкам большого морозильного траулера «Таамсаре» Юрий Кривонос:



Юрий Кривонос: Конкретно, когда нас привезли на берег - мы приехали 10 июля – на берегу была какая-то девчушка-адвокат… на всех одна, то есть чистая формальность… Например, моего адвоката, узнал я, что у меня есть адвокат, только в ноябре месяце, по-моему, 2 ноября. То есть в течение трех месяцев у меня адвоката, как такового, не было. Он не был назначен коллегией, ну а я не мог нанять адвоката, потому что не имею золотого запаса, скажем так… и адвокат у меня должен был быть бесплатный, но я его получил только в ноябре… Это вот первое нарушение…



Виктор Черецкий: Нынешние проблемы архангельских моряков абсолютно схожи с проблемами их предшественников – рыбаков с «Таамсаре». У последних тоже с переводом не ладилось, а посему в протоколы следствия и суда заносились неточные данные, искажались факты, которые могли служить для защиты подсудимых. Юрий Кривонос, который отсидел в испанской тюрьме почти девять лет, с горечью вспоминает:



Юрий Кривонос: У нас была переводчик – русская девушка, по-моему, Светлана…которая могла перевести на русский язык дословно. Потом вдруг в процессе суда нам меняют переводчика, то есть, ее нету, появляется какой-то словак, который по-русски говорит с такими ошибками, что я его не понимаю. А ведь перевод – очень важен… судебные термины и так далее…Появилась другая, литовка, которая тоже… Ну, извините, когда она говорит, что на пароходе был флаг и не может вспомнить это слово… говорит, это такая вот штука, с которой на демонстрацию ходят… Это надо было видеть… она машет рукой… это не переводчик, я считаю. Ну, потом мы уже в процессе… язык, конечно, не до такой степени знаешь, но понимаешь кое-что… когда зачитывается протокол заседания, почему-то кое-какие факты упущены или изменены…



Виктор Черецкий: Тогда, в 1999 году, российских моряков «подставил» колумбийский бандит Карлос Руис Сантамария по кличке «Негр». Представившись бизнесменом, он зафрахтовал российское судно, а затем спрятал на нем среди груза наркотики, пока члены команды отдыхали на берегу - в порту одной латиноамериканской страны. У берегов Испании «Негр» «сдал» судно и его экипаж полиции. Прием известный в мире наркоторговцев. Время от времени они сами обеспечивают «успех» полиции – для прикрытия своих более крупных операций. Что же касается невинно осужденных россиян, то сократить срок им, правда, всего на полтора года, помогло заступничество покойного Патриарха Алексия. Глава русской православной церкви перед лицом полного равнодушия со стороны российских светских властей просил короля Испании Хуана Карлоса отпустить жертв бандитского заговора.


Но вернемся к дню сегодняшнему. Отец Андрей считает, что российских моряков, сидящих в тюрьме Уэльвы, еще можно спасти. Для этого надо нанять частных адвокатов, поскольку назначенный судом испанский государственный адвокат никакого интереса к делу не проявляет:



Отец Андрей Кордочкин: Я хочу написать письмо в Архангельск - главе компании, чтобы ситуацию разъяснить и попросить, чтобы компания помогла нанять им частных адвокатов, потому что иначе дело никак не сдвинется.



Виктор Черецкий: Кстати, о необходимости частных адвокатов, как единственном условии для успешного разрешения дела, беспрерывно говорится с мая. Об этом, к примеру, официально заявил еще минувшим летом российским средствам информации консул России в Мадриде. Но судя по всему, денег на адвокатов у предприятия, в котором работали арестованные, так и не нашлось. Не нашлось нескольких тысяч евро и у государства российского. А ведь, к примеру, если гражданин той же Испании попадает в аналогичную ситуацию где-то за рубежом, то ему помогает деньгами именно его испанское государство. Но может быть все же российские моряки совершили некий проступок, чем заслужили к себе равнодушное отношение на родине? Отец Андрей:



Отец Андрей Кордочкин: Видно, что они, ну, как бы такие… жертвы ситуации, если угодно. То есть, это не какие-то люди, на которых держится наркобизнес. Обычные русские ребята, у которых жены, дети, матери и которые, по-моему, до конца не понимают, что происходит.



Виктор Черецкий: По данным испанской Гражданской гвардии, жандармерии, россияне были задержаны сотрудниками этого правоохранительного ведомства Испании во время следования на микроавтобусе якобы к месту разгрузки тайно прибывшего из Марокко контрабандного груза - тюков с гашишем. По официальной версии до этого они уже разгрузили одну из моторных лодок с наркотиками. При этом Гражданская гвардия ссылается лишь на показания некоего марокканского, якобы раскаявшегося, наркоторговца. Сами моряки заявляют, что ничего не разгружали и не знали о содержании груза, для разгрузки которого были наняты. Кроме того, «подработать» по 100 евро им якобы предложило их собственное корабельное начальство по просьбе испанской стороны – получателя груза. Священник Кордочкин:



Отец Андрей Кордочкин: Ну, вот то, что они мне рассказывали… что им, значит, предложили, кто хочет заработать, поехать что-то там сделать… Их посадили в какой-то автобус, куда-то возили-возили, возили-возили…Дело уже было ночью… Они приехали на какую-то индустриальную зону, и, когда они ехали по этой зоне, их подрезала машина Гражданской гвардии. Всех вынули и посадили… Это их версия, а версия официальная - что они с какого-то баркаса из Марокко выгружали коробки и их взяли за этим делом…



Виктор Черецкий: О том, что россияне, скорее всего, знать ничего не знали о характере предложенной им работы, испанским юристам, по признанию некоторых из них, совершенно очевидно. Международные банды наркоторговцев постоянно нанимают для подобного дела ничего не подозревающих иностранных моряков с судов, стоящих в порту города Уэльва. Этот район является основными «воротами» для марокканского гашиша в Испанию. Местные испанцы, прекрасно осведомленные, о чем идет речь, требуют за подобную работу раз в десять больше. Думается, что знает о том, что россиян завлекли в дело с наркотиками обманом, и следствие. Однако испанская юстиция в делах наркоторговли, как правило, проявляет суровость и бескомпромиссность – такова государственная установка в борьбе с этим злом. Поэтому и существует острая необходимость в опытном адвокате-защитнике, который смог бы настоять на не особо строгом наказании.



Отец Андрей Кордочкин: У нас есть надежда, что срок будет заменен депортацией. Там говорят, что суд будет в феврале, но я не знаю, откуда они это знают, потому, что о том, когда будет суд, никто не знает. Для них требуют по несколько лет и какие-то дикие штрафы, чуть ли по 25 миллионов с человека, что-то в этом роде.



Виктор Черецкий: Поначалу, в первые месяцы после ареста, россиянам помогал почетный консул России в Севилье испанец Эктор Морель. Гуманист, влиятельный бизнесмен, большой друг России, не раз выручал российских граждан из неприятных ситуаций. Свободой, к примеру, благодарны ему болельщики питерского «Зенита», которые пару лет назад во время матча своей команды с испанцами, подвыпив, избили местных полицейских. За это деяние им грозили длительные тюремные сроки и крупные штрафы. Однако благодаря хлопотам почетного консула им удалось избавиться от наказания и вернуться на родину. Морель, будучи уже тяжело больным, делал все возможное, используя свои связи в испанской администрации, для быстрого освобождения архангельских моряков. Однако, в минувшем сентябре он скончался. Андрей Кордочкин:



Отец Андрей Кордочкин: Там, конечно, видите, умер консул почетный, поэтому… Консул мог как-то реально на ситуацию воздействовать, а сейчас это уже невозможно, к сожалению…



Виктор Черецкий: И все же, как живут моряки сегодня в ожидании суда и приговора? Похоже, что условия содержания нареканий ни у самих подследственных, ни у посетившего их священника, не вызывают. По его данным, россияне живут в одном тюремном блоке-модуле и могут общаться друг с другом; их быт, включая питание и соблюдение личной гигиены, налажен. Отец Андрей:



Отец Андрей Кордочкин: Это тюрьма Уэльва, довольно расслабленная, как и большинство тюрем, в которых я был…Так, живут, спокойно перемещаются по территории. То есть, там нет такого, как мы себе представляем тюрьму, что там сидят по каким-то клеткам и ходит надзиратель по коридору. Это как пионерлагерь, только абсолютно закрытый. Народ сидит в двухместных камерах, но если какие-то случаи, то бывают и одиночки… Действительно, я был в тюрьмах – в четырех-пяти, но ни разу люди не жаловались на условия. Может быть, у людей и есть какие-то вопросы, но на условия содержания, на плохое отношение никто не жалуется.



Виктор Черецкий: Популярная испанская газета «Мундо» опубликовала на днях сообщение, что работающие на курортном побережье Испании сотни фирм по продаже недвижимости в срочном порядке ищут преподавателей русского языка для своих сотрудников. В связи с мировым экономическим кризисом отпала необходимость в сотрудниках со знанием английского, немецкого и французского – носители этих языков перестали покупать недвижимость в Испании. Зато от россиян нет отбоя. Самый ходовой товар – мраморные особняки на берегу моря стоимостью в несколько миллионов евро. Речь идет, как пояснил радио «Свобода» представитель одной из фирм, в основном о высокопоставленных российских чиновниках. Они привозят на учебу в Испанию своих детей, поселяют в особняках, нанимают прислугу для их обслуживания. Почему же государство, в котором такие большие доходы имеют чиновники, не в состоянии нанять адвоката попавшим в беду морякам? – задал наивный вопрос испанец. И ответа, разумеется, не получил.


XS
SM
MD
LG