Ссылки для упрощенного доступа

«Слепые парни из Алабамы». Ветхий Завет афроамериканского музкульта


Духовные песнопения чернокожих американцев — госпел и спиричуэлы — основа таких жанров, как ритм-энд-блюз, соул, джаз
Духовные песнопения чернокожих американцев — госпел и спиричуэлы — основа таких жанров, как ритм-энд-блюз, соул, джаз

Американская Академия звукозаписи объявила имена лауреатов премии Grammy за достижения в музыке. Награды удостоилась группа слепых музыкантов The Blind Boys of Alabama — «Слепые парни из Алабамы» — исполняющая блюз и госпел. Первый состав этого музыкального коллектива сформирован почти 70 лет назад. За творчеством «Слепых парней из Алабамы» стоит многовековая традиция афроамериканской черной музыки.


О группе The Blind Boys of Alabama говорит джазовый критик Ефим Барбан: «Я бы назвал музыку группы The Blind Boys of Alabama Ветхим Заветом афроамериканской музыкальной культуры, имея в виду, что ее Новый Завет — это джаз — высшее музыкальное достижение чернокожих американцев. Религиозная метафора здесь как нельзя к месту, ибо музыка, которую исполняют эти слепые певцы, прямиком вышла из негритянской церкви американского Юга. Духовные песнопения чернокожих американцев — госпел и спиричуэлы — основа всех жанров и афроамериканского фольклора, и таких светских разновидностей популярной американской музыки, как ритм-энд-блюз и соул, и, конечно, джаза. "Слепые парни из Алабамы" подтверждают родство своей музыки с негритянскими церковными песнопениями, используя технику calls and response (зова и ответа) — антифонную перекличку проповедника и паствы, практикуемую в любой алабамской церкви. Конечно, и блюз — светская разновидность афроамериканского фольклора, эта жалобная песнь тоски и печали — также один из важнейших элементов их музыки, которую не хочется называть эклектичной, настолько органично она сплавляет все элементы и жанры народной музыки Диксиленда. Слушая песни этой группы, использующей ажурные полифонические вариации и не чурающуюся импровизации, ощущаешь очень тонкую эстетическую грань, отделяющую эту музыку от джаза. Бывает, что группу заносит и на джазовую территорию, как это случилось, например, с композициями их альбома Down in New Orleans. Но, конечно, успех группы The Blind Boys of Alabama у самой широкой публики, причем независимо от ее расовой принадлежности, определяется прежде всего незаурядным качеством исполнения, превосходными аранжировками, выдающейся музыкальностью этих слепых певцов, их тонким и органичным блюзовым чувством, оставляющим впечатление глубокой лиричности и искренней непосредственности».


Культуролог Александр Генис импровизирует на тему «Черная музыка и религия»: «Однажды Кларенса Фоунтэйна, отца-основателя "Алабамских слепцов", спросили, чем отличается госпел от блюза. Он задохнулся от возмущения и рассказал притчу. "Как известно, — начал он, — Бог выгнал дьявола с неба, когда тот отказался дирижировать хором ангелов. С тех пор мы поем блюзы. Они — о любви. Но женщины приходят и уходят, а Бог остается навсегда. И об этом мы поем госпел". Впервые услышав слепцов из Алабамы треть века назад, я понял, чем может быть искусство, чем — религия, и как, все-таки, много у них общего. Госпел, конечно, поют и белые исполнители, но, решусь сказать, что по-настоящему понять эту музыку можно только в церкви, причем — в черной церкви, где, сам видел, Бога славят так, что стены трясутся.


Мы связываем религию с благостностью. Мы научились видеть в церкви храм тихого, углубленного благочестия. Кому придет в голову танцевать под хорал Баха? Заходя под церковные своды, мы склоняем голову и понижаем голос. Однако, такое отношение к вере не только не универсально, но и не бесспорно.


Музыка черной Америки с ее древними африканскими корнями сохранила и донесла до нас веру, которая предлагает не нравственную доктрину, а взрыв чувств, душевное потрясение, очищение и экстаз.


Нужда в непосредственном выражении религиозных эмоций может объяснить поразительный феномен XXI века — экспорт христианства из Африки в Америку. Бурное африканское христианство предлагает западным прихожанам альтернативу апатичной и формализованной религии — по-настоящему живую церковь. Нигерийский евангелист архиепископ Идахоса объяснил успехи "обратного миссионерства" просто и ясно: "Африке не нужен Бог, ей нужны деньги. Америке не нужны деньги, ей нужен Бог".


Сейчас, в разгар кризиса, когда американцы учатся экономить с тем же азартом, с каким они тратили, про деньги, пожалуй, сильно сказано. Но госпел учат и этому — они всегда были гимном терпению и надежде.


"Бог не дает, когда просят, — сказал тот же знаменитый "алабамский слепец" Кларенс Фоунтэйн. — Он дает, когда считает нужным"».


XS
SM
MD
LG