Ссылки для упрощенного доступа

Экономический кризис в России может привести к резкому увеличению уровня безработицы


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Тамара Ляленкова.



Андрей Шароградский : В России экономический кризис углубляется и, судя по всему, он может привести к довольно резкому увеличению уровня безработицы, хотя пока эксперты спорят о том, насколько серьезно пострадает реальный сектор экономики в результате нынешнего кризиса. Тему продолжит Тамара Ляленкова.



Тамара Ляленкова: Считается, что в России динамика увольнений пока невелика. Официально объявлено, что сильнее других страдают металлургическая отрасль, автомобильная промышленность, машиностроение строительство и грузоперевозки. Профессиональные кадровые агентства таких различий не делают. Своими наблюдениями делится руководитель проекта "Работа.ру" Михаил Акимов.



Михаил Акимов: Компании, которые прозорливые, они сейчас сворачивают деятельность свою, ожидают какой-то более глобальный кризис. Поэтому они сворачивают все расходы, которые в ближайшее время не могут принести доход. Соответственно, освобождаются места, на рынок выплеснулось много людей.



Тамара Ляленкова: Это не зависит от отрасли, в которой они существуют?



Михаил Акимов: Зависит. Больше сокращений сейчас пошло на кадровом рынке, рынке недвижимости, "белых воротничков", всякие консалтинговые компании. Там где был рынок зарплат раздут, там произошли сокращения. Оставили только тех, кто реально несет какую-то пользу организации, кто строит и окупает вложенные в него деньги.



Тамара Ляленкова: Какие наиболее стабильные профессии пока, на ваш взгляд?



Михаил Акимов: Сейчас не готов ответить, потому что стала доходить информация, что и госучреждения сокращаются. Это как одна из самых стабильных, по идее, сфер, где все рассчитано, плановая экономика. По идее, им сокращаться смысла нет, но они сокращаются, то есть медучреждения, образовательные учреждения. У них тоже идет сокращение. То есть рабочие нужны, но их нужно сейчас уже меньше. Как минимум, недвижимость заморожена, строительство, многие уже отказываются от новых проектов, это девелоперские компании. Опять же, заводы тоже сокращаются. Понятно, что все работу не потеряют, то есть кто-то будет работать, но работать будут одни из лучших, либо тот, кто очень хорошо устроился, кто имеет хорошие связи. А все, кто не попал в эти категории, они будут искать работу.



Тамара Ляленкова: В России практически не знакомы с безработицей, к тому же экономический кризис вроде бы объясняет все. Однако Конституцию и Трудовой кодекс никто еще не отменял. Я спросила у юриста Центра социально-трудовых прав Анны Гвоздицких.


Стали ли чаще нарушать какие-то правовые нормы работодатели? Стали ли чаще обращаться в ваш центр люди, пострадавшие от этих нарушений?



Анна Гвоздицких : Да, действительно, сейчас стало больше обращений со стороны работников, что должно быть по закону. Если есть основания для сокращения персонала, то в этом случае либо вы выплачиваете ему простой - две трети от средней ставки, либо вы производите сокращение, то есть увольнение по специальному основанию, сокращение численности штата. Что касается уменьшения заработной платы, то основаниями являются причины, связанные с изменением организационных или технологических условий труда. Как таковой финансовый кризис он сюда не включается. К сожалению, очень многие работодатели считают, что Трудовой кодекс они здесь могут и не соблюдать. Есть очень жесткие увольнения, очень жесткое поведение со стороны работодателей. Я полагаю, что будет возрастать сейчас количество трудовых споров, которые будут рассматриваться, в том числе и в суде.



Тамара Ляленкова: Экономический кризис, как стихийное бедствие, - никто не виноват, а страдаю все. Однако тактики оптимизации потерь бывают разные. Рассказывает директор центра аналитический исследований компании «Анкор» Наталия Данина.



Наталия Данина : Мы в ноябре 2008 года (буквально с момента начала кризиса) провели общероссийское исследование по планам компании, по реакции на кризис с точки зрения сокращения затрат на персонал. В этом исследовании приняло участие 370 компаний, то есть достаточно большая выборка для всей России. Мы задавали компаниям четыре основных вопроса о том, как они планируют сокращать затраты на персонал. Так вот, в результате исследования мы выяснили, что 18 процентов компаний планируют уменьшение заработных плат сотрудникам. 13 процентов компаний планируют сократить расходы на персонал путем сокращения рабочего времени. 28 процентов компаний сокращают объем социального пакета или же отменяют некоторые льготы. 31 процент компаний планируют сокращать численность персонала. Это основные выводы, которые мы получили в результате данного исследования.


Что касается в целом ситуации на рынке труда за последний период, то, конечно, рынок труда поменялся. Если в сентябре и в течение последних нескольких лет рынок труда был абсолютным кандидатским, то есть на рынке существовало существенное превышение спроса на персонал над его предложением, то сейчас число вакансий стало существенно меньше, а персонала, который ищет работу, стало гораздо больше.



Тамара Ляленкова: Как правило, кто эти люди? Какие именно позиции, должности, что упало?



Наталия Данина : Вы знаете, на самом деле, это абсолютно все уровне, если говорить об иерархических уровнях в структуре компаний, и все позиции всех функциональных направлений - это административные позиции, работа с персоналом, финансы и бухгалтерия, закупки и логистика, маркетинг, информационные технологии, в общем, абсолютно все, на самом деле, производственные позиции и так далее. Безусловно, есть какие-то компании, есть ряд компаний, которые сохранили свою устойчивость, в том числе за счет того, что начали готовиться к кризису заранее. Потому что первый сигнал стал очевиден еще год назад, когда начались проблемы с ипотечным рынком в США. И компании стали готовиться, постепенно сокращая затраты, симизируя издержки абсолютно на все, в том числе и на персонал.


Что касается каких-то групп позиций, то тоже нельзя сказать, что кто-то более устойчив, а кто-то менее устойчив. Это зависит от положения дел в конкретной компании. Конечно, почувствовали раньше, чем остальные компании, это компании, в которых была высокая доля заемных средств, то есть перестали выдаваться дешевые кредиты. Кризис не будет делать различий между людьми с высшим образованием или без него. А если вы действительно профессионал своего дела, кем бы вы ни были (высококлассным юристом или высококлассным оператором производственной линии), то вы можете быть уверены, что вас не сократят. Потому что профессионалы нужны везде. Действительно, на рынке существовал и существует недостаток специалистов именно высококвалифицированных. Людей, конечно же, много, но высокопрофессиональных специалистов (и причин тому масса) действительно не хватает. При этом сразу могу сказать, что дефицит будет сохраняться и дальше, после того, как кризис закончится. Это связано с тем, что 2008 год, по сути, является последним годом для РФ с нулевым сальдо по трудовым ресурсам, то есть когда естественная убыль населения полностью пополняется естественным приростом. По данным наших демографических служб, с 2009 года Россия входит в зону отрицательного баланса в трудовых ресурсах. Таким образом, у нас будет только убывание трудоспособного населения и довольно существенное. Соответственно, при этом возрастной состав населения, начиная со следующего года, тоже начнет ухудшаться. Будет увеличиться доля старших возрастов. Так что, это проблема еще более глобальная.



Тамара Ляленкова: Итак, что касается российского рынка труда, то главные трудности у него впереди: вакансий будет достаточно, а вот желающих занять их - нет.



XS
SM
MD
LG