Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.
Марина Дубовик: В городской суд города Химки с исковым заявлением намерен обратиться группа жителей подмосковного города Сходня. Они требуют признать незаконным разрешение на строительство двух 20-этажных домов в районе аэропорта Шереметьево, выданное администрацией Химок. По словам инициаторов, строительство высоток ведется без необходимого согласования с Роснавигацией и аэропортом Шереметьево и создает реальную угрозу как для воздушного транспорта, а также и для жителей Сходни.
Ольга Вахоничева: Микрорайон Сходня жилого округа Химки расположен примерно в 4-5 километрах от края взлетно-посадочной полосы аэропорта Шереметьево. Еще в советские времена здесь запрещали строить дома выше 4-5 этажей, и до сих пор Сходня считается зеленой зоной, состоящей из частного сектора и невысоких домов. Однако с приходом к власти в Химках в 2005 году мэра Владимира Стрельченко в округе начале активно строить высотки. Две их них, в народе названные уже «башнями-близнецами», возводят в непосредственной близости к аэропорту. Какие опасения вызывают у жителей будущие новостройки, рассказывает член инициативной группы микрорайона Сходня Химкинского городского округа Ирина Тюкачева.
Ирина Тюкачева: Мы находимся непосредственно под двумя траекториями захода на посадку самолетов. Они планируют примерно на высоте около 200 метров. Учитывая еще рельеф местности, там будет где-то 150-200 метров. Но, как известно, глиссада – это лишь идеальная теоретическая линия, следовать которой в точности невозможно. Вообще, сектор захода на посадку – это самый опасный с точки зрения аварий участок. Высота возводимых домов, 17-этажных, а ныне мы уже не знаем, скольки этажных, потому что 18-ый этаж построен, ну, она где-то 60 метров, может быть, и более. То есть она сравнима с высотой полета самолетов. Однако химкинская администрация во главе с мэром Стрельченко дала разрешение на строительство этих домов. И самолеты заходят на посадку – там остается несколько десятков метро до крыши дома.
Ольга Вахоничева: Вообще же часть домов Сходни находится в приаэродромной зоне, где сильны авиационные шумы. Еще и по этой причине аэропорт Шереметьево отказал в согласовании всем застройщикам. Но строительство домов идет полным ходом, говорит Ирина Тюкачева.
Ирина Тюкачева: Препятствия на участке глиссада нужно сносить, а не возводить. По международным нормам ИКАО, данная территория должна быть вообще свободна от препятствий. Наша администрация сплошь и рядом нарушает законы, как воздушный кодекс Российской Федерации, так и градостроительный кодекс, и по Химкинскому лесу – лесной. Так что, ну, всякие провокации запускаются в народ.
Ольга Вахоничева: Заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь присоединился к жителям Сходни и Химок, выступающим против нарушений закона местной администрацией. В исковом заявлении в списке истцов есть и он, правда, не как один из руководителей известного ведомства, а как простой москвич.
Олег Митволь: Речь идет о привлечении, во-первых, третьими лицами Министерства транспорта Российской Федерации, со стороны истцов. Дело в том, что, извините, если упадет самолет, то это вопросы будут не к жителям Сходни, а к сотрудникам Минтранса. И я, кстати, разговаривал с коллегами из Минтранса, и у них позиция совершенно понятная. Кроме того, международный аэропорт Шереметьево третьими лицами будет по этому иску, который тоже заинтересован, и есть соответствующие документы, чтобы очистить зону отчуждения, она поэтому так и называется. Я понимаю, что в настоящее время очень хочется подзастроить леса, парки, зоны отчуждения аэропортов, но нужно понимать, чем это может закончиться. Требования признать незаконным разрешение на строительство – это раз. Признать самовольной постройку объекта, два. И согласно Гражданскому кодексу, снести самовольный объект за счет застройщика. Я искренне верю в то, что мы сделаем все, что от нас зависит, чтобы эти дома не снесли самолеты. Если, скажем так, суд будет руководствоваться не позицией жителей, не позицией Минтранса, а позицией местных властей, то жертвы, которые там могут быть, будут на совести судьи.
Ольга Вахоничева: Такова точка зрения Олег Митволя.