Ссылки для упрощенного доступа

Что оказалось самым важным для сербов в 2008-м


Ирина Лагунина: Независимость Косово, арест Радована Караджича, подписание газового соглашения с Россией, переговоры с Евросоюзом… Все это – Сербия в 2008-м году. Но какое из этих событий сами сербы считают для себя главным. Итоги года подводит наш корреспондент в Белграде Айя Куге.



Айя Куге: На первый взгляд, главными событиями в сербском обществе в 2008 году стали провозглашение 17 февраля албанцами независимости Косово от Сербии и арест 21 августа в Белграде обвиняемого в военных преступлениях бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича. Оба события более чем широко освещались международной прессой, оба имели серьезные международные последствия. Но как этот год видится изнутри страны? Вот что показал небольшой опрос, проведенный среди самых разных людей в столице Сербии. Преподавательница исторического факультета Белградского университета Дубравка Стоянович:



Дубравка Стоянович: Было немало драматических событий. На первый взгляд, действительно: провозглашение независимости Косово и арест Радована Караджича. Однако мне как историку кажется, что важнее были события, связанные с выборами в Сербии. Сначала президентские, а потом парламентские и муниципальные выборы показали, что Сербия ясно выбрала европейский путь, путь модернизации и перемен. Важно и то, что раскололась Радикальная партия и из неё выросла партия более умеренного толка - Сербская партия прогресса, которой руководит Томислав Николич. Надеюсь, что это указывает на глубинную стабилизацию политической ситуации Сербии, её нормализацию.



Айя Куге: То есть вы, в отличие о сербской общественности, не ставите на первое место провозглашение независимости Косово?



Дубравка Стоянович: Я всегда утверждала, что Косово - не событие этого года, оно не относится даже к 99 году и бомбардировкам. На Косово надо смотреть совсем с иной перспективы. Всё началось в 1912 году, когда, после 1 Балканской войны Косово вошло в состав сербского государства. Уже тогда между сербской и албанской общины установились плохие отношения. Сербское государство не дало албанцам то, что должно было дать – они не стали равноправными гражданами Сербии. Албанцы в Косово получили военно-полицейский режим, и поэтому с самого начала стали относиться к сербскому государству враждебно. Это отсутствие доверия и понимания с обеих сторон проявилось позже в конфликтах 60-тых годов, потом в 80-тых и 90-тых. Поэтому я воспринимаю провозглашение независимости Косово как результат длительного конфликта между сербской и албанской общинами и сербской и албанской политическими элитами.



Айя Куге: В конце августа, совершенно неожиданно для всех, был арестован Радован Караджич, который, как оказалось позже, годами спокойно жил в Белграде и даже появлялся на публике под маской народного исцелителя. Какое значение для Сербии имеет факт ареста и совершенно отправки в Гаагский трибунал бывшего лидера боснийских сербов? Кстати, выдача его международному трибуналу не вызвала в обществе ни потрясений, ни даже особых эмоций…



Дубравка Стоянович: Да, арест Караджича был очень значительным событием, однако само по себя это не так важно потому, что за ним не последовали аресты двоих оставшихся беглецов от Гаагского трибунала, и, в первую очередь, генерала Ратко Младич. Дело не закончено, и мы даже не знаем, почему – то ли нет возможности арестовать Младича, то ли кто-то этого не захотел. Все мы ожидали, что для страны откроется новая страница, но оказалось, что процесс не завершён, и это тормозит Сербию и будет тормозить до тех пор, пока проблема ареста не будет разрешена.



Айя Куге: Не состоявшийся арест генерала боснийских сербов Ратко Младича, который, как полагают, скрывается в Сербии, наносит большой ущерб стране, прежде всего, её стремлению вступить в Европейский союз. А надежды на лучшую жизнь подавляющего большинства граждан Сербии связаны именно с европейской интеграцией. Каким прошедший год был для сербской экономики? Экономический аналитик Дмитрий Боаров.



Дмитрий Боаров: По моей оценке, в этом году Сербия вдруг замедлила развитие. Учитывая бурные политические события, этого можно было ожидать – у нас прошли выборы, долгое время была неизвестность вокруг формирования правительства, а потом уже начали поступать сигналы о мировом кризисе. Кстати, у нас лишь месяц-два назад начали осознавать, что кризис захватит и нас. Так что Сербия даже может быть довольна, что в такой ситуации, обременённой внутриполитическим проблемами и мировым экономическим кризисом, экономика страны продержалась относительно хорошо. Правда, один из главных двигателей развития страны – иностранные инвестиции – замедлился, от приватизации поступило лишь 230 миллионов евро. Я думаю, что это был последний год, когда Сербия могла воспользоваться общей инерцией экономической глобализации.



Айя Куге: Однако кажется, что для многих граждан Сербии уходящий год всё-таки был лучше прошлого, 2007 –было мало массовых протестов с требованиями социальной справедливости.



Дмитрий Боаров: В Сербии живётся бедно, однако в этом году всё-таки жилось лучше, чем в предыдущем, и намного лучше, чем десять лет назад. В Сербии нелегко выживать – доходы низкие, расходы относительно высокие, но всё-таки до этого года психологическое значение имел постоянный, хоть и минимальный, рост жизненного уровня. Поэтому у нас не было значительных социальных волнений, какие можно было ожидать из-за очень низких зарплат.



Айя Куге: А прогнозы на следующий год? Ещё пару месяцев назад власти утверждали, что Сербия является относительно изолированным островком в мировом экономическом море, и большой кризис её не захватит, а теперь правительство призывает граждан свести на минимум расходы.



Дмитрий Боаров: Сербию обязательно затронет мировой экономический кризис. И он сильнейшим образом отразится на потоке столь необходимых для развития страны иностранных инвестиций. Начнётся стагнация, а это для стран с переходной экономики очень опасно. Конечно, Сербия имеет опыт плохих времён, у нас люди привыкли и к санкциями, и к отсутствию достатка, и к лишениям. Так что врасплох никто застигнут не будет. Однако это может дорого обойтись правящей коалиции.



Айя Куге: А теперь поговорим с обычным жителем Белграда. Ветеринарный врач Дмитрий Филлипович.


Какое событие 2008 года для вас стало самым важным?



Дмитрий Филлипович: Моё самое сильное впечатление от 2008 года очень личное и, к сожалению, не позитивное. Обстоятельства сложились так, что я оказался привязанным к экономическому кризису тем, что взял кредит, а это не может остаться без негативных последствий. В личном плане меня беспокоит именно кризис. С тех пор, как я взял кредит, его условия так ухудшились, что я нахожусь на грани выживания и не слышу ни одного оптимистичного прогноза. Однако, если бы не было надежды, вероятно, никто ничего и не делал бы, все бы просто легли и ждали смерти. Все мы надеемся, что как-то выкарабкаемся. Жаль лишь, что я за свои сорок лет так много плохого пережил – и распад государства, и полный экономический крах страны, и бомбардировки. Да, был момент, когда всё начало налаживаться. Люди даже перестали думать о том, как протянуть со дня на день, стали планировать свою жизнь на годы вперёд. Появились кредиты, лизинг, можно начать собственный бизнес, зарабатывать деньги, жить лучше. В прошлом году мы уже были в ситуации, которая походила на выход из туннеля, а теперь нам снова потушили свет. Просто не верится, что и нас «зацепил» мировой экономический кризис.



Айя Куге: Дмитрий Филлипович, можно сказать, типичный представитель образованного сербского среднего класса. У него двое детей дошкольного возраста, супруга работает ассистентом в Белградском университете. Живет семья в одной квартире с бабушкой. Дмитрий недавно решился открыть собственную ветеринарную клинику для домашних любимцев. Поэтому и взял кредит в банке. Несмотря на то, что он всегда считал себя человеком рациональным, сейчас в его словах много горечи. Вообще, в Сербии больше всего волнуются те, кому грозит потеря рабочего места и кто взял кредит для собственной фирмы или на квартиру.


Вот специалисты утверждают, что люди в Сербии, может быть, легче справятся с кризисом – они привыкли выживать в тяжёлых условиях...



Дмитрий Филлипович: Наша проблема состоит в том, что до 2000 года мы находились в глубоком колодце, а потом хоть что-то получили. А теперь это «что-то» у нас начинают опять отнимать. Если бы не этих восемь лет постепенного улучшения, наверно, мы бы меньше волновались – когда у тебя ничего нет, ничего и терять. А мы в течение этих лет уже начали размышлять и планировать жизнь по-другому, и вдруг нам говорят: нет, нужно поджаться, надо вновь опустошить свои карманы и кошельки, уменьшить надежды и оптимизм и думать о том, как выжить в следующем году. Но мы от это отвыкли, ведь человек быстро привыкает к хорошему. Восьми лет хватило, чтобы забыть времена, когда бензин покупали в бутылках на улице, когда валюту меняли в тёмных подворотнях. Может быть, нам действительно легче, чем тому же американцу, чья страна такого не видела последние 70-80 лет, а он сам, может быть, никогда не видел. Может быть, утешительно, что мы приспособлены, чтобы выжить, но легко не будет никому.



Айя Куге: Приближаются праздники. Вы в этом году будете на них экономить? (Это оборот речи, не пугайся, если его не знаешь. Имеется в виду, что будет ли он на этот раз тратить на них меньше денег).



Дмитрий Филлипович: А мы и раньше никаких особых празднований не устраивали, радовались тому, что на праздники больше бываем с детьми. Если бы наши семейные финансы позволяли, мы бы, вероятно, уехали отдыхать. А так из-за праздников никакого удара по домашнему бюджету не будет. Проблема только в том, что кризис испортит празднование, символическую радость прихода Нового года и надежды на лучшее завтра.



Айя Куге: Согласно социологическим исследованиям, более половины граждан Сербии считают, что наступающий год для них будет хуже уходящего. Сербы по пессимизму на седьмом месте в мире, на втором - в регионе. Однако большинство из них утверждают, что тратить на празднование они будут как и прежде, только воздержатся от путешествий и откажутся от покупки новой одежды.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG