Ссылки для упрощенного доступа

Человек недели


Гельмут Шмидт
Гельмут Шмидт

Андрей Шарый: Человек недели Радио Свобода - бывший канцлер Германии Гельмут Шмидт, который 23декабря отметил свой 90-летний юбилей. Он родился в Гамбурге, где живет и сейчас, в офицерском звании воевал на Восточном фронте в годы Второй мировой войны. После войны стал убежденным демократом. Один из лидеров Социал-демократической партии Германии. В политике провел почти тридцать лет, занимал различные министерские посты, канцлером Германии был с 1974 по 1982 год. На этот период пришлось окончание разрядки, создание "большой семерки", мировой экономический кризис. Выйдя в отставку, Шмидт стал одним из соиздателей газеты «Ди Зайт». Он до сих пор ведет активную общественную деятельность.

О человеке недели Радио Свобода говорит корреспондент Радио Свобода в Германии Юрий Векслер.

Юрий Векслер: Несколько поколений немцев привыкли к присутствию в их жизни Гельмута Шмидта с неизменной сигаретой во рту. В дни нынешнего мирового кризиса бывший канцлер Германии Шмидт переживает ренессанс интереса к его личности. Интервью, статьи, книги, фильмы. Это ли не коронование человека, сказавшего однажды , что он в принципе не хотел быть ни канцлером ни политиком вообще, но хотел общественного признания. Теоретически Шмидт мог стать, например, музыкантом. Он неплохо играет на рояле. Однажды еще будучи канцлером он даже принял по предложению дирижера Юстуса Франца участие в записи для фирмы ЕМИ концерта Моцарта для трех роялей. Запись эта, в которой Шмидт исполняет правда самую легкую партию, снова появилась в продаже. Переоценка некоторых в свое время критикуемых действий и высказываний и Шмидта-политика в прошлом – вроде бы естественный результат общественного умиления, но не только. Достаточно длительное время, прошедшее после тех или иных событий, помогает увидеть их более объективно.

Еще до канцлерства Шмидт завоевал симпатии и уважение своими действиями на посту министра внутренних дел в правительстве Гамбурга в дни большого наводнения 1962 года. Тогда впервые ярко проявился его талант кризис-менеджера, координатора действий различных гражданских структур и пришедшего по его просьбе на помощь населению бундесвера. Эти же качества проявил Шмидт уже на посту канцлера в дни нефтяного кризиса 1974 года. На дни его правления пришелся также и пик борьбы с террористами РАФ, так называемая немецкая осень 1977 года. И здесь Шмидт был на высоте положения. Интересная деталь. Шмидт заготовил и носил при себе заявление об отставке на случай, если бы штурм захваченного палестинскими террористами немецкого самолета повлек бы за собой человеческие жертвы. Когда разногласия в коалиции социал-демократов с либералами привели к отставке Шмидта с поста канцлера, он решил, несмотря на призывы и советы друзей, никогда больше за этот пост не бороться и уйти из большой политики. Он занялся журналистикой. Шмидт предрекал Китаю экономический взлет задолго до появления первых признаков подъема экономики в этой стране. Его глубокое понимание мировой экономики сникало ему уважение и в рядах его политических противников. Даже в партии Коля про Шмидта говорили: «Хороший канцлер, жаль только что он не в правильной партии».

Что думает старый и мудрый Шмидт о Германии и немцах: «Немцы остаются травмированной, уязвимой нацией, подверженной опасностям по двум главным причинам. Одна из них внутренняя, так как чувство вины за Освенцим и ответственность за вторую мировую войну будут действовать еще много поколений. Это тяжелый груз и наша уязвимость, и она будет проявляться в ситуациях экономических или других трудностей, например при вовлечение в чреватые военными действиями конфликты на ближнем востоке. Другая причина нашей уязвимости это наличие самого большого в мире после России, Китая и Бразилии числа стран-соседей. Мы живем в центре Европы. Когда немцы становились сильными, они стремились к расширению территории. В средние века немецкие кайзеры конфликтовали с папой и хотели управлять частью Италии. Гитлер дошел до Кавказа, Сталинграда и Крита и наоборот. Когда же немцы ослабевали или делали глупости, тогда нападали на нас. Этого рода опасности и уязвимость всегда с нами, мы не можем их устранить. Их можно только уменьшать, если заботиться о хороших отношениях с соседями. Когда меня спрашивают можно ли нам доверять, я думаю: «Могу ли я как немец полагаться на немцев в перспективе времени?» И вот мой ответ: «Мы остаемся уязвимой нацией и у нас нет другого варианта, как только всегда руководствоваться благоразумием, здравым смыслом».

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG