Ссылки для упрощенного доступа

Финансовый кризис многие россияне считают главным событием 2008 года


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.



Александр Гостев: Несмотря на оптимистические заявления российского руководства о том, что значительную часть кризисных проблем удалось решить, граждане с тревогой наблюдают за социально-экономическими процессами в обществе. Финансовый кризис многие россияне считают главным событием 2008 года. Об этом говорят не только социологические исследования, но и анализ ведущих экономистов страны.


Президент Института экономического анализа Андрей Иларионов назвал финансовый кризис главным отрицательным результатом года для России. При этом он не считает, что нынешний кризис следует называть мировым. По словам Илларионова, российская экономика оказалась гораздо более уязвимой, чем экономики других стран.



Андрей Илларионов: Не все страны находятся в условиях кризиса. Под ударами кризиса находятся европейские страны, США, Япония, часть стран бывшего Советского Союза. Кризис является глобальным, но сказать о том, что он является мировым, если мы пытаемся сделать такое разделение, различия между мировым и глобальным, наверное, существуют. Последние данные о сокращении производства, скажем, в США измеряются лишь единичными процентами, процентными пунктами, это совсем не сопоставимо с тем, что происходит в России. Поэтому, естественно, возникает вопрос, если даже этот кризис и носит такой международный характер, то последствия его для разных стран весьма различны. Последние данные по американской экономике: в ноябре промышленное производство сократилось на 1,4 процента, в России - на 6,7 процента. И тот и другой показатель - это ноябрь к октябрю, соответственно, ежемесячного измерения.



Олег Кусов: Андрей Иларионов убеждён, что кризис российской экономики не связан с американским финансовым кризисом.


Андрей Илларионов: Если вы помните прогнозы, которые делались в начале этого года, говорили о том, что кризис, начавшийся в США в финансовой сфере, приведет к падению цен на нефть, затем падение мировых цен на нефть приведет к существенному изменению и ухудшению платежного баланса для России, ухудшение платежного баланса в России может привести к финансовым и экономическим проблемам в стране. А прошедшие 12 месяцев показали, что течение кризиса полностью не соответствует тем прогнозам и тем объяснениям, которые предлагались год тому назад и которые по-прежнему очень часто предлагаются в качестве объяснения этого кризиса. Этот кризис совершенно очевидным образом не связан или почти не связан с американским финансовым кризисом.


Наиболее острая фаза американского финансового кризиса, привлекшая мировое общественное внимание и приведшая к банкротству целого ряда кредитно-финансовых институтов в США, состоялась в сентябре этого года, 2008-го. В то же самое время сокращение промышленного производства в России началось еще в июле 2008 года. То есть как минимум за два месяца до того момента, когда в США начался финансовый кризис. Не существует таких способов и механизмов, чтобы российские предприниматели, российские компании предчувствовали или предсказали развитие финансового кризиса в Соединенных Штатах Америки и в ожидании его за несколько месяцев начали сокращение производства.



Олег Кусов: По мнению Андрея Илларионова, экономические проблемы России кроются не в низкой цене на нефть, а в нынешней институциональной структуре государства.



Андрей Илларионов: Ровно десять лет тому назад, в конце 1998-го, начале 1999 года, мировые цены на нефть составляли 9-10 долларов за баррель. Темпы прироста российской промышленности составляли 12 процентов, а темпы прироста российского ВВП составляли в 1999 году 6,4 процента, в 2000-м - 10 процентов. Вот это сравнение нынешней ситуации с такими ценами на нефть и ситуация, которая наблюдалась десять лет назад ни в Польше, ни в Эстонии, ни в США, а у нас, в нашей стране, в России, с той же самой структурой экономики, с теми же самыми людьми, показывает, что разница между двумя этими примерами заключается в разнице институциональной структуры, в разнице экономической политики, которая проводится в качестве институтов, в отношении между властью и бизнесом, между властью и людьми. И этот фактор, институциональная структура России, как показывает наша собственная жизнь, оказывается на данном историческом отрезке наиболее важным, чем любые другие факторы, включая цены на нефть.



Олег Кусов: Говорил президент Института экономического анализа Андрей Иларионов . По его мнению, несмотря на экономический кризис и рост протестных настроений в обществе, шансы на смену авторитарного политического режима в 2009 году остаются низкими.



XS
SM
MD
LG