Ссылки для упрощенного доступа

Москва и Киев развивают газовый спор


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Киеве Владимир Ивахненко.

Андрей Шарый: Продолжается российско-украинский спор по поводу транзита и поставок газа. По информации пресс-службы "Газпрома", "Нафтогаз" Украины отклонил просьбу принять дополнительно 15 миллионов кубометров газа для обеспечения заявок зарубежных клиентов. Сегодня Хозяйственный суд Киева запретил "Нафтогазу" осуществлять транзит российского топлива по цене 1,6 доллара за тысячу кубометров. Именно такая сумма зафиксирована в договорах с Россией о транзите до 2010 года.

Владимир Ивахненко, Киев: Согласно достигнутым накануне договоренностям с Прагой, Братиславой и Берлином, для обсуждения газового кризиса в Киев прибыла делегация Европейской комиссии.

Украинская система трубопроводов, через которую перекачивается российский газ в страны Евросоюза, сейчас работает в авральном режиме. Перекрывший с нового года вентиль Украине «Газпром» продолжает обвинять «Нафтогаз» в воровстве топлива из транзитной трубы, угрожая судебными разбирательствами в Стокгольмском арбитраже.

Вместе с тем, в «Нафтогазе» заявляют, что российская монополия специально сокращает поставки европейским потребителям, чтобы дискредитировать Украину. Противники президента Виктора Ющенко называют причиной газового противостояния с Москвой антироссийскую политику украинского лидера, который, в частности, поддержал Грузию в ее военном конфликте с Россией. По мнению же экспертов, нынешний украинско-российский газовый спор связан как с политическими, так и с экономическими мотивами. Слово руководителю киевского центра политических исследований «Пента», политологу Владимиру Фесенко.

Владимир Фесенко: В действиях российской стороны политический контекст присутствует, но, скорее, как фоновый фактор. Все-таки, думаю, главная причина связана с экономическими обстоятельствами, с экономическим кризисом, который ударил и по России, и по Украине. Россия хочет получить максимально более высокую цену за свой газ, при этом не хочет повышения ставки за транзит российского газа в Европу, но у Украины, наоборот, прямо противоположные интересы.

До кризиса Украина и Россия были близки к достижению компромисса, свидетельством чему был меморандум между Путиным и Тимошенко. Ведь договариваться о газе российская сторона должна не с президентом Ющенко, а с "Нефтегазом" Украины и все-таки вопрос газа в большей степени в компетенции Тимошенко. То есть это конфликт не только с Ющенко, но и конфликт с Тимошенко, что, кстати, подтвердило и совместное заявление президента и премьера по газовому вопросу. Так что, думаю, что версия о мести Ющенко за российско-грузинскую войну, за помощь Саакашвили, она не в полной мере объясняет причины такого жесткого противостояния. Обе стороны избрали жесткую, я бы даже сказал, агрессивную тактику в отстаивании своих интересов. Это привело к тому, что в итоге конфликт затянулся.

Владимир Ивахненко: Вы думаете, что разрешить его возможно теперь только при посредничестве Евросоюза?

Владимир Фесенко: Это вариант, к которому, похоже, склоняется и Украина, именно поэтому она апеллирует к Европейскому союзу. Похоже, что европейскую карту разыгрывает и Россия. Она максимально старается сейчас дискредитировать Украину в глазах европейских потребителей российского газа. Но в Европе понимают, кстати, это очень заметно, что в российской позиции очень проявляются двойные стандарты. Россия не позволила бы себя так вести по отношению к европейцам, а по отношению к Украине это повторяется почти из года в год. Например, заявляемая сейчас цена, более чем 400 долларов, сейчас уже 450. Логично задать не без иронии вопрос, а почему не 500 или даже не тысяча долларов? Потому что цена эта, судя по всему, берется с потолка. Предлагается платить сейчас за газ намного дороже, хотя формула цены на газ исчисляется из цены на нефтепродукты, а цена нефтепродуктов упала. Более того, предлагается Украине платить за газ дороже, чем платят ее соседи на западной границе. Предлагаемые условия явно неприемлемы.

Что касается варианта, который Путин озвучил, 250 долларов, то, может быть, это была бы иска к компромиссу, если бы российская сторона еще согласилась на повышение, хотя бы относительное, частичное повышение цены на транзит российского газа. Я думаю, что эти условия могли бы быть приемлемы для украинской стороны.

XS
SM
MD
LG