Ссылки для упрощенного доступа

Евгений Минченко: "Как получилось, что «Нафтогаз» не в состоянии расплачиваться за потребленный газ"


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.



Александр Гостев : Российско-украинский спор по поводу по поводу транзита и поставок газа в Европу. Ключевой вопрос - это позиция Европы, считает директор международного института политической экспертизы Евгений Минченко. С января этого года в ЕС председательствует Чехия – один из главных потребителей российского газа. По мнению Минченко, именно европейские партнеры России должны вмешаться в ситуацию и разрешить спор между Киевом и Москвой. С Евгением Минченко беседовал мой коллега Мумин Шакиров.



Евгений Минченко : Пока они пытаются играть в игру, что мы возлагаем ответственность на обе стороны, есть вина и России, и Украины, пусть они между собой договорятся. Но проблема в том, что Европе все равно придется принимать какие-либо решения. До тех пор, пока Европа будет занимать позицию «и нашим, и вашим», ситуация не разрешится, поскольку в Украине в условиях двоевластия ни одна из сторон – ни Ющенко, ни Тимошенко – не хочет принимать на себя ответственность за повышение цены на газ в предвыборный год. В то же время цена не может быть ниже 179,5 и даже цена в 200 с небольшим долларов за тысячу кубометров тоже, в общем-то, является экономически неинтересной для России. Ключевым фактором все-таки будет являться давление со стороны Европы на Украину.



Мумин Шакиров : Что теряет и что приобретает Москва в результате этой газовой войны?



Евгений Минченко : Украинской стороне все это время в течение прошедшего года шли навстречу. Подписали очень комфортный меморандум – Путин-Тимошенко. Отказ от посредников – пожалуйста. Плановый переход на рыночные цены в течение трех лет - замечательно, давайте. Только подписала украинская сторона в октябре этот меморандум, перестали платить деньги. 250 – это цифра, которая логически исходит из той формулы, которая была заложена в этом меморандуме.


Однако украинская сторона попала в ловушку предстоящих президентских выборов в этом году. Потому что, понятно, что в них несомненно будет участвовать Тимошенко, в них возможно попытается принять участие Ющенко или сам или попытается сыграть в какого-то своего преемника. Естественно, тот, кто сейчас подпишется под цену 250, несмотря на то, что она, в общем-то, адекватная, он неизбежно попадет под огонь критики. В этом смысле у России просто страдательная роль.



Мумин Шакиров : Но сейчас уже не идет речи о 250 долларах за тысячу кубометров газа, а речь идет…



Евгений Минченко : 450.



Мумин Шакиров : Что Москва теперь требует 450 долларов.



Евгений Минченко : Я так понимаю, что речь идет о цене того газа, который Украина уже отобрала сейчас, не имея контракта. Я думаю, что сумма 450 будет в итоге, когда будет достигнута какая-то договоренность, применяться к тем объемам газа, которые украинская сторона изъяла из трубы на момент проведения переговоров, когда не имела контракта, не имела оснований для того, чтобы брать.



Мумин Шакиров : А что мешает России диктовать цену в 450-500 долларов? За такую цену, к примеру, покупает газ Польша.



Евгений Минченко : Украинская промышленность, очевидно, не потянет эту цену. Тем более что уже сейчас значительная часть металлургической отрасли Украины работает уже себе в убыток. В прошлом году Россия продавала газ по цене 179,5, а вот украинские предприятия получали его по цене с момента, когда якобы убрали якобы коррумпированного посредника, по цене 300-350 долларов за тысячу кубометров. В связи с этим возникает вопрос – а куда, собственно, делась моржа? В чьих карманах она осела? Как получилось так, что при сверхприбыльности «Нафтогаза» в прошлом году, тем не менее, он оказался к концу года не в состоянии расплачиваться за потребленный газ, и был вынужден брать кредиты для того, чтобы заплатить долги?



XS
SM
MD
LG