Ссылки для упрощенного доступа

Сразу несколько делегаций международных посредников находятся в районе ближневосточного кризиса


Ефим Фиштейн
Ефим Фиштейн

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Андрей Шарый и Ефим Фиштейн.

Кирилл Кобрин: Сразу несколько делегаций международных посредников находятся в районе ближневосточного кризиса, однако им не удается убедить враждующие стороны прекратить боевые действия. Почему действия мирового сообщества выглядят столь рассогласованными – об этом с международным обозревателем Радио Свобода Ефимом Фиштейном беседовал мой коллега Андрей Шарый.

Андрей Шарый: Складывается довольно необычная для дипломатической практики ситуация урегулирования, когда сразу две делегации, представляющие в той или иной степени Европейский союз, находятся в зоне ближневосточного конфликта. Чем вызвано то, что Николай Саркози, который не имеет сейчас никакой формальной должности внутри ЕС, продолжает свою такую активную миротворческую политику?

Ефим Фиштейн: Николя Саркози проявил себя как исключительно кипучий организатор во время французского председательства в Европейском союзе. Как говорят сами французы, он только вошел во вкус, поэтому ему не очень хочется передавать правление чехам. Это никак не связано с неопытностью чешского руководства. Министр иностранных дел Карл Шварценберг – крайне опытный во всех отношениях, эрудированный международный политик, и в этом смысле это связано только со стремлением самих французов усилить свой престиж внутри Европейского союза. Сегодня в Праге состоится торжественная церемония по случаю вступления в функцию председателя Евросоюза. Хочу привести это просто как образец вот этой двойственности: вместе с чешским гимном будет исполняться и «Марсельеза», хотя, казалось бы, для этого нет причин.

Андрей Шарый: Это хорошо или плохо для ближневосточного урегулирования?

Ефим Фиштейн: Большинство международных обозревателей смотрят на ситуацию как на предельно странную, поскольку действительно партнеры Евросоюза на Ближнем Востоке не знают, кому больше доверять и чей план считать более весомым. Николя Саркози пытается исполнять роль по-прежнему некого представителя Европейского союза, и его делегация на Ближнем Востоке состоит, кроме французских дипломатов, также из чиновников среднего звена Евросоюза, хотя официальной все-таки является делегация во главе с чехами. Чисто теоретически эту делегацию можно считать главной, если бы не неутомимое стремление Саркози подчеркивать свою роль.

Андрей Шарый: А есть ли какой-то внятный план из 3-5 пунктов, который предложен сторонам конфликта?

Ефим Фиштейн: Насколько мне известно, такие планы существуют, есть и план, предложенный Саркози, и план, предложенный чешским премьер-министром Тополанеком. Другое дело, что ни один из них не был формально обнародован, они известны только понаслышке. Одним из пунктов этих планов является размещение какого-то контингента, то ли миротворческого, то ли состоящего из обозревателей, на той части границы сектора, которая граничит с Египтом, поскольку там находятся тоннели, по которым доставляется амуниция и боеприпасы, и оружие бойцам ХАМАСа. Думается все-таки, что составной частью этих планов будет в той или иной форме снижение активности ХАМАСа, может быть, даже разоружение этой организации, чтобы на освободившейся территории могла свои полномочия все-таки проявить администрация Палестинской автономии, находящаяся сейчас на Западном берегу, то есть администрация президента Аббаса.

Андрей Шарый: Получается, что Европейский союз или политики из Европейского союза сейчас вынуждены или по своему желанию играют первую скрипку в процессе урегулирования. А США по ряду внутриполитических причин и, судя по тому, что известно из США, еще и потому, что администрация Буша как бы дает возможность Израилю решить вопрос в секторе Газа, предпочитают активном не вмешиваться. Российского представителя отправили обратно. И «четверка» тоже непонятно в каком формате функционирует, хотя Тони Блэр, бывший премьер-министр Великобритании, тоже находится в регионе. Получается, что Европейскому союзу выпало решать эту проблему.

Ефим Фиштейн: Совершенно верно. Ситуация крайне странная, и именно поэтому действенность, эффективность всех этих делегаций незначительна. Обратите внимание, Европейский союз действительно играет первую скрипку, нов то же время он сам разделен на две делегации. «Четверка», которая фактически следит за так называемой «Дорожной картой», тоже разделена на две делегации, одну из них представляла российская сторона, другую – бывший премьер-министр Великобритании Блэр. Американская сторона то ли в лице нынешней администрации Буша поддерживает Израиль, то ли в лице следующей администрации Обамы отмалчивается и не делает никаких заявлений. Именно поэтому международное давление на ту и другую сторону так незначительно и фактически не может привести ни к какому не то что урегулированию, но даже замирению сторон.

Андрей Шарый: Логичным тут представляется вопрос о выборе времени этой операции. Вы думаете, что не случайно Израиль ударил именно сейчас?

Ефим Фиштейн: Некая интрига наблюдается. Израиль ударил неслучайно, поскольку США находятся в переходном периоде, дееспособность и той и другой администрации ослаблена. С другой стороны, все-таки акция Израиля спровоцирована ракетными обстрелами ХАМАСа, значит, и ХАМАС тоже в этой интриге играл какую-то свою роль. В любом случае мы видим, что международное сообщество то ли сознательно, то ли бессознательно дает Израилю некую возможность решить ситуацию на месте собственными силами.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG