Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Пятерка президентов встретилась за обедом в Белом доме. Вашингтон и Пекин празднуют тридцатилетие установления дипломатических отношений. Крах на Уолл-стрит и феномен самоубийств


Сегодня в Америке.



Юрий Жигалкин: Пятерка президентов встретилась за обедом в Белом доме. Вашингтон и Пекин празднуют тридцатилетие установления дипломатических отношений. Крах на Уолл-стрит и феномен самоубийств. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


Впервые за двадцать восемь лет пять американских президентов, среди них действующий, три прошлых и один будущий, встретились в Белом доме за ленчем. Смысл встречи, которую организовал нынешний президент Джордж Буш по просьбе будущего президента Барака Обамы, в ней также участвовали Билл Клинтон, Буш-старший и Джимми Картер заключался не только в оценке кулинарного искусства шеф-повара Белого дома. Барак Обама хотел бы установить с бывшими президентами тесные рабочие отношения.


Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: До общей встречи Обама и Буш провели предварительное получасовое совещание. Главными темами обсуждения были положение в полосе Газа и проблемы американской экономики. Накануне президентской встречи Джордж Буш дал понять, что вопросы будет задавать Барак Обама, которому до вступления в должность остается менее двух недель.



Джордж Буш: Мы желаем вам успеха. Демократы или республиканцы, мы любим свою страну и готовы делиться своим опытом с вами.



Ян Рунов: Обама ответил…



Барак Обама: Я хочу поблагодарить президента, пригласившего нас. Это знаменательное событие. Все, кто стоит здесь, хорошо знают, что такое быть президентом. Для меня получить помощь и дружеский совет от таких людей чрезвычайно важно. Я очень благодарен всем, и вновь спасибо вам, господин президент, за приглашение.



Ян Рунов: В словах Барака Обамы кроется главная новость. Это подчеркнул один из ведущих историков американских президентов Дуглас Бринкли.



Дуглас Бринкли: В американской истории бывало не раз, когда бывшие президенты вместе участвовали в разных мероприятиях. Уникальность нынешней встречи в заявлении Обамы о том, что он нуждается в советах всех бывших президентов.



Ян Рунов: За плечами участников совещания более чем 30-летний опытом руководства страной. И этим опытом они готовы поделиться с Бараком Обамой. Хотя журналисты не присутствовали, по сообщению из информированных источников, одной из главных тем полуторачасового разговора был палестино-израильский конфликт. Все бывшие президенты США и нынешний президент пытались добиться мира на Ближнем Востоке. Вскоре решать эту проблему придется и новоизбранному президенту.


В истории США редко бывало, когда все бывшие президенты совещались вместе с действующим, да еще в Белом доме. Обычно их можно было видеть вместе лишь на каких-нибудь официальных церемониях: на похоронах крупных мировых лидеров, на открытии президентской библиотеки, на праздновании какого-либо важного исторического события. В январе 2007 года президенты Буш-младший, Клинтон, Буш-старший и Картер были вместе в Вашингтоне на похоронах президента Джеральда Форда. А в Белом доме президенты собирались последний раз в 1981 году: Никсон, Форд, Картер и тогдашний президент Рейган провели совещание (опять же о положении на Ближнем Востоке) перед тем, как высокая американская делегация вылетела в Египет на похороны президента Анвара Садата.



Юрий Жигалкин: В Вашингтоне и Пекине отмечается 30-летие установления дипломатических отношений между США и КНР. К концу президентства Джорджа Буша эти отношения стали на удивление плодотворными.


Рассказывает Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: На церемонии, посвященной 30-летию установления американо-китайских дипотношений, заместитель госсекретаря США Джон Негропонте сказал министру иностранных дел Китая Яну Цзечи, что тогда, в конце 70-х, невозможно было представить, насколько тесными станут отношения между двумя странами. Обе стороны с оптимизмом заметили, что ожидают еще большего прогресса. Наблюдатели отмечают, что, даже несмотря на нынешнюю военную модернизацию Китая, для отношений между двумя государствами характерны сотрудничество и открытость.


Чем же можно объяснить, что две крупных страны, антипода в недавнем прошлом, испытывавшие серьезные трения лишь десятилетие назад, сегодня заявляют чуть ли не о расцвете двусторонних отношений? Этот вопрос я задал президенту Филадельфийского института внешнеполитических исследований Харви Сикерману.



Харви Сикерман: Причина, думаю, в том, что правительства обеих стран решили искать общий язык, исходя из общих интересов. Хотя за это время наши отношения испытали значительные перепады. Так, администрация Билла Клинтона с самого начала делала упор на права человека в Китае, затем возникла напряженность из-за Тайваня, но когда шум утих – экономические и стратегические интересы взяли верх, а они диктуют партнерство. Пришедшая на смену администрация Джорджа Буша поначалу объявила Китай стратегическим конкурентом. Но после инцидента с захватом китайцами американского разведывательного самолета, вызвавшего очередной конфликт, она стала действовать более осмотрительно, и Пекин ответил взаимностью. С тех пор две страны опираются на более или менее единый подход, в котором доминируют экономические отношения.



Аллан Давыдов: У России, пожалуй, не меньше общих интересов с Соединенными Штатами. Почему, же, на ваш взгляд, России, в отличие от Китая, фактически не удается поставить эти интересы выше противоречий?



Харви Сикерман: Думаю, это обусловлено стратегической конфигурацией, сложившейся в последние пару десятилетий. Принято считать, что окончание «холодной войны» оставило Соединенные Штаты в роли единственной сверхдержавы. Китайцы нашли эту ситуацию весьма благоприятной для себя, эти условия способствовали экономическому развитию Китая, сотрудничество с процветающими США было им выгодно, при этом Пекин незаметно стал неоспоримой геополитической силой. Владимиру же Путину и его преемнику Дмитрию Медведеву не нравится мир в том виде, каким он стал после «холодной войны», это ярко проявилось в ходе конфликта с Грузией. И российское руководство хотело бы переделать этот мир. Поэтому не удивительно, что в попытках изменить существующую ситуацию российское руководство то и дело вступает в разногласия со многими членами мирового сообщества. Если Китай вполне устраивает нынешняя глобальная расстановка политических и экономических сил, то Москва, решившая, что нефтедоллары дают ей повод диктовать свои условия в международных отношениях, не хочет мириться с существующими геополитическими реалиями.



Аллан Давыдов: Тем не менее, эксперты отмечают, что пока рано говорить о том, как выстроятся американо-китайские отношения даже в ближайшем будущем. Администрация Буша делала все возможное, чтобы нейтрализовать критиков китайской экономической политики в Конгрессе, призывавших наказать китайцев за демпинговый сброс товаров. Поэтому в Пекине внимательно ждут первых шагов новой администрации Барака Обамы.



Юрий Жигалкин: Если верить опросам общественного мнения, надежды президента Буша на то, что время и история будут благосклонны к нему, далеко не безосновательны. Только что обнародованный опрос телекомпании СиЭнЭн свидетельствует, что американцы теперь позитивно оценивают деятельность на посту президента двух его крайне непопулярных предшественников - Джимми Картера и Джорджа Буша-старшего. Когда Джимми Картер, которого винили за экономический кризис, инфляцию и бездарную, унизительную для страны попытку освобождения американских заложников в Иране, покидал Белый дом, лишь 30 процентов американцев положительно отзывались о нем как о президенте. Уровень оценки работы Джорджа Буша-старшего, покидавшего Белый дом на фоне рецессии, был немногим выше – 34 процента. Сегодня 64 процента опрошенных говорят, что Джимми Картер был хорошим президентом, 60 процентов положительно оценивают деятельность Буша-старшего. Они лишь немного отстают от любимца масс Билла Клинтона, которого добрым словом поминают сегодня 69 процентов опрошенных. Барак Обама приближается к инаугурации с рекордно высокими рейтингами - 82 процента опрошенных положительно отозвались о нем. Но, как говорят социологи, столь высокие ожидания невероятно трудно оправдать.


Первое лекарство, произведенное из материала генетически модифицированного животного, вскоре может войти в арсенал американских врачей. Комиссия экспертов Федерального агентства по контролю за качеством продуктов и лекарственных препаратов рекомендовала одобрить препарат, выделенный из козьего молока. Препарат называется «Атрин», он предотвращает создание тромбов в крови людей, страдающих от сравнительно редкого наследственного заболевания. Это лекарство работает гораздо эффективнее обычных средств, разжижающих кровь, но оно будет использоваться пока в ограниченных случаях: лишь во время операций и для инъекций роженицам, которые находятся в повышенной опасности во время родов. Лекарство вырабатывается из козьего молока, полученного от животных, которым на стадии эмбрионов был введен человеческий протеин, препятствующий появлению тромбов. Как выяснилось, этот протеин наличествует в организме и искусственно зачатых животных и их потомства, которое содержится на специальной ферме в Массачусетсе.


Финансовый кризис стал поводом для появления печального феномена – волны самоубийств. Самоубийства кажутся некоторым жертвам краха на Уолл-стрит самым простым способом борьбы с проблемами.


Рассказывает Владимир Морозов.



Владимир Морозов: На этой неделе в Чикаго застрелился 52-летний Стивен Гуд, директор одного из самый больших в США аукционов по продаже недвижимости. Его компания испытывала финансовые трудности. В конце декабря по той же причине вскрыл себе вены 65-летний нью-йоркский финансист Рене де ля Вильюше, создатель и глава фонда Access International Advisors . По отзывам друзей, оба - жизнерадостные, энергичные люди. Стивен Гуд, кроме своей финансовой деятельности, был известен еще и книгой «Церкви, тюрьмы и золотые копи», в которой рассказывал, как надо зарабатывать большие деньги. Де ля Вильюше знали в Нью-Йорке не только как благотворителя, но еще и как заядлого яхтсмена, без которого не обходилась ни одна регата.



Роберт Шю: Очень жалко его семью. Но такой исход можно было предвидеть. И я боюсь, что это только начало длинной цепи разорений и трагедий.



Владимир Морозов: Это говорит Роберт Шю, который вместе с женой потерял 1 миллион 200 тысяч долларов. В семье жены потери гораздо больше. Психолог Детлев Липман говорит, что «у людей, потерявших состояние на бирже, другие мотивы для самоубийства, чем, скажем, у отца шестерых детей, который лишился работы». По мнению эксперта, богатые люди, несмотря на свою уверенную манеру держаться, очень чувствительны. Потеря лица часто значит для них не меньше, чем утрата состояния. И на самоубийство их может толкнуть просто стыд.



Роберт Шю: Теперь мы сидим и думаем, как расплатиться с долгами. У людей могут быть роскошные квартиры, загородные дома, спортивные машины, но наличных денег - только на 2-3 месяца, а потом – бедность.



Владимир Морозов: Понятно, эти люди не окажутся в ночлежке для бездомных. Но после многомиллионного особняка им может показаться ночлежкой обычная скромная квартира, в которой обитает большинство жителей Нью-Йорка. Между тем, этот город все еще подсчитывает потери, понесенные из-за пирамиды, которую создал Бернард Мэйдофф. По его милости, только различные благотворительные фонды лишились 2,5 миллиардов долларов.


Всемирная организация здравоохранения предупреждает, что глубокий экономический кризис обычно приводит к ухудшению душевного здоровья людей и росту числа самоубийств.


XS
SM
MD
LG