Ссылки для упрощенного доступа

Россия, Украина и Европейский союз согласовали условия транзита газа


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Владимир Ивахненко, Данила Гальперович.

Андрей Шарый: Поставки российского газа в Европу через Украину могут быть возобновлены во вторник утром. Об этом заявили после переговоров в Брюсселе представители "Газпрома" и Европейской комиссии. Ранее из Европейской комиссии сообщили, что все поставленные Москвой условия выполнены и после переговоров с представителями "Газпрома" в Киеве подписали соглашение о мониторинге транзита газа без оговорок. Наблюдатели Евросоюза прибыли на место и готовы следить за прокачкой топлива.

Владимир Ивахненко, Киев: Предыдущий протолок о мониторинге транзита, подписанный 11 января главой украинского правительства Юлией Тимошенко, российские власти назвали нелегитимным. К этому документу прилагалась и подписанная Тимошенко декларация. В ней, в частности, отмечалось, что украинская сторона несанкционированно не отбирала российский газ из транзитной трубы. Кроме того, Киев настаивал, чтобы « Газпром» предоставил Украине по прежней цене технологическое топливо для компрессорных станций, которые перекачивают российский газ европейским потребителям. Возмущение Москвы вызвало и зафиксированное в декларации решение украинских властей о допуске международных наблюдателей не на все подземные газовые хранилища страны, а только на те из них, которые будут обеспечивать стабильность транзитных поставок в Европу.

В понедельник представители и эксперты Еврокомиссии начали мониторинг работы объектов украинской газотранспортной системы на юге и западе страны: это газоизмерительные станции Орловка, Тереково, Дроздовичи и Ужгород. Все они оборудованы автоматизированными комплексами учета газа и дублирующими измерительными приборами.

На этих станциях международные наблюдатели будут вести контроль за прохождением объемов транзитного газа в западной направлении.

Газовый конфликт с Москвой остается главной темой для всех ветвей украинской власти. Президент Виктор Ющенко обратился в Генеральную прокуратуру Украины с просьбой срочно провести проверку заявлений о краже российского газа из украинской системы трубопроводов. «Отдельные зарубежные политики открыто обвиняют в целом Украину, как государство, так и отдельных должностных лиц в криминальных действиях, что наносит непоправимый ущерб имиджу и интересам страны", отмечается в обращении Ющенко в адрес Генпрокуратуры.

Во вторник, на первом заседании после новогодних праздников, газовый кризис будут обсуждать депутаты Верховной Рады. За развитием событий на газовом фронте внимательно следят и дипломаты. По словам украинского посла в России Константина Грищенко, Украина заинтересована в сохранении своего статуса ключевого транзитера российского газа в Европу, но при одном обязательном условии.

Константин Грищенко: Вопрос о том, кому будут принадлежать украинская газотранспортная система и магистральные трубопроводы, не подлежит обсуждению. О приватизации и получении кем-либо в собственность этой системы не может идти и речи.

Владимир Ивахненко: Российский премьер Владимир Путин в интервью немецкому телевиденью накануне заявил, что Россия готова участвовать в приватизации украинской газотранспортной системы, если на это решится Киев.

На брифинге в президентской канцелярии Константин Грищенко призвал Россию прекратить "деструктивную информационную кампанию вокруг украинско-российских газовых отношений".

В минувшую субботу безрезультатно закончился очередной раунд переговоров между «Газпромом» и « Нафтогазом». Украина продолжает настаивать на постепенном переходе до европейского уровня и стоимости российского газ, и ставки на его транзит.

Андрей Шарый: Транзит газа был полностью прерван из-за конфликта между Россией и Украиной, которые не могут договориться о цене сырья. И возобновление этого транзита, если оно случится завтра, вовсе не будет означать, что конфликт между Украиной и Россией исчерпан, поскольку переговоры еще не прекращены, в общем, об успехах их ничего не известно. Еврокомиссия и Европейский союз стали посредниками в этих переговорах, во многом вопреки желанию Москвы и благодаря обстоятельствам. О том, как проходили эти переговоры, рассказывает корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.

Данила Гальперович: Европейские страны начали ощущать вполне серьезную нехватку газа, и в переговоры начали включаться отдельные главы государств Европы, в том числе канцлер Германии Ангела Меркель. Россия, сначала выступавшая против посредничества Евросоюза в разрешении газового конфликта с Украиной, постепенно на такое посредничество согласилась. В Москве, очевидно, поняли, что терпение Евросоюза уже начинает иссякать - ведь именно поставщик газа, то есть Россия, закрыла вентили, и значит, не выполняет своих обязательств.

Премьер Владимир Путин, открывая в понедельник заседание президиума правительства, долго информировал подчиненных и телезрителей о разрешении газового конфликта с Украиной, а потом сказал фразу, из которой следовало, что Евросоюз и Россия боролись с Украиной за стабильность газовых поставок.

Владимир Путин: Мы еще раз выражаем сожаление в связи с происходящими событиями и выражаем солидарность с нашими потребителями в Европе. Затяжки, которые привели к срыву поставок и к блокаде, по сути, к газовой блокаде Европы со стороны транзитной страны, Украины, недопустимы. В будущем, надеемся, что этого никогда больше не повторится. Так же надеемся на то, что создаваемая система контроля будет работать эффективно и обеспечит бесперебойную поставку нашего природного газа в Европу.

Данила Гальперович: На самом деле еще в конце прошлой недели Алексей Миллер, глава "Газпрома", будучи в Брюсселе, отказался от трехсторонних консультаций по газовой теме и серьезно огорчил этим европейских чиновников. Теперь Миллер приехал в Брюссель с вице-премьером Игорем Сечиным, и Сечин, ближайший соратник Путина еще по питерской мэрии, уже говорил об абсолютной готовности России к подписанию трехстороннего документа. Интонация - та же: Россия и ЕС боролись с неуступчивой Украиной.

Игорь Сечин: Хочу заверить, что мы все это время вместе с Еврокомиссией предпринимали необходимые усилия для преодоления этого кризиса. В этой связи еще вчера ночью мы подписали известный порядок допуска к контролю за транзитом российского газа на территорию Украины. С этим порядком вылетел представитель "Газпрома" в Киев, где провел переговоры сегодня рано утром. Этот порядок подписан украинской стороной без всяких оговорок.

Данила Гальперович: После переговоров еврокомиссара по энергетике Андриса Пиебгалса и представителей российского правительства и "Газпрома" документ без неких таинственных добавлений, сначала сделанных, а потом отозванных украинской стороной, был подписан. Андрис Пиебгалс говорит, что проблему можно считать окончательно решенной.

Андрис Пиебгалс: Я думаю, что это полное решение данной проблемы, потому что с Российской Федерацией мы договорились, что прибытие наблюдателей на объекты начинается немедленно, и с завтрашнего дня, если быть точным, то самое раннее с 8 утра европейского времени газ потечет. Могут быть, конечно, непредвиденные трудности, но мы точно можем сказать о такой договоренности, и газ уже завтра должен пойти в направлении Европейского союза. Для того, чтобы он достиг конечных потребителей, необходимо некоторое время, но это время будет небольшим - от 24 до 30 часов. Определенно важно то, что наша договоренность с Россией поддержана украинской стороной, потому что ключом к успеху была именно совместная работа трех сторон для того, чтобы доставить газ потребителям.

Данила Гальперович: "Газпром" подтвердил, что в 10 утра по Москве или в 8 по Брюсселю газ действительно потечет в Европу. А в Брюсселе после переговоров с российскими представителями собрался экстренный совет министров энергетики стран Евросоюза - видимо, для извлечения уроков из очередного кризиса.

Андрей Шарый: Как раз о подведении итогов и извлечении уроков, о последствиях газового кризиса для Европейского союза и о перспективах развития российско-украинских отношений я беседовал с российским внешнеполитическим экспертом, приглашенным профессором британского исследовательского центра "Чаттем-хаус" Юрием Федоровым, на этой неделе он гость рубрики "Экспертиза".

Юрий Федоров: Все будет зависеть от того, как завершится этот газовый конфликт. Потому что либо России придется, Кремлю, я бы сказал, или "Газпром" придется идти на уступки - это один вариант, либо Украина будет уличена в том, в чем ее обвиняет "Газпром", а именно в несанкционированном отборе газа или воровстве - значит, тогда этот вариант совсем другой. Последствия для Европейского союза, для европейских государств, они, в общем, даже будут не зависеть от того, кто окажется в конечном итоге виноватым, Украина или Россия. Последствия уже для Европы, они примерно понятны. "Газпром" окончательно потерял репутацию надежного партнера, надежного поставщика, очень важного, стратегически важного для Европы ресурс, независимо от того, кто виноват. Даже если Украина виновата, то все равно в глазах европейцев, я думаю, совершенно обоснованно, "Газпром" будет выглядеть как возмутитель спокойствия, потому что он не смог решить ту проблему, которую он, собственно, и должен был бы решать. Европейцам, в конечном итоге, безразлично, почему не поступает газ, то ли потому, что "Газпром" интригует против украинского правительства или украинское правительство добивается чего-то в отношении "Газпрома". Европейцам важно, что газа нет. Газ обещал поставить "Газпром". Соответственно, будет отношение к этой компании еще хуже, чем было до сих пор.

Андрей Шарый: В Западной Европе этот конфликт воспринимается, как конфликт авторитарной России и демократической Украины или те времена уже прошли?

Юрий Федоров: Определенная часть европейского общественного мнения, европейского академического сообщества, я думаю, действительно воспринимает этот конфликт, как он и есть на самом деле в какой-то своей части конфликт авторитарного режима, который стремится к тому, чтобы в стране, которая находится рядом с ним, рядом с Россией, утвердились в конечном итоге демократические нормы и процедуры. Это так. Но, с другой стороны, это не самое главное для европейцев, если уж быть абсолютно циничным. Важно, чтобы поступал газ. Газ, который европейцы покупают в авторитарном Катаре, ничуть не хуже или не лучше, чем газ, который может поступать из демократической или авторитарной России. Газ есть газ.

Андрей Шарый: Российско-украинские отношения последних лет, ни один такой подъем и спад, хотя общая тенденция конфликта, конечно, существовала, против Юлии Тимошенко возбуждали уголовное дело, потом его прекращали, потом ее принимали в Москве, политологи то считают ее экспонентой политики Кремля на Украине, то говорят о Януковиче, как о чуть ли ни ставленнике российских политиков в Киеве. Чего можно ожидать в ближайшее время?

Юрий Федоров: Ни Янукович, ни Тимошенко не являются и не могут являться пророссийскими политиками, это проукраинские политики и каждый, и каждая довольно успешно разыгрывают московскую карту. Хотя в Москве многие считают, что они разыгрывают некие свои, так сказать, колоду политическую на Украине перебирают. На самом деле это не так. Стоило Тимошенко немножко сделать несколько шагов навстречу Кремлю и сразу она получила в Москве репутацию человека, с которым можно иметь дело. Но настолько, насколько я могу судить, Тимошенко исключительно прагматичный, исключительно остро мыслящий политик, который использует любые возможности для того, чтобы утвердить свои интересы и интересы Украины так, как она их понимает. Примерно то же самое можно сказать и о Януковиче, хотя Янукович, с моей точки зрения, человек с большим советским бэкграундом. Шансов на то, чтобы к власти в Украине пришли бы в результате этого газового кризиса или чего-то похожего, или иных каких-то интриг Кремля, пришли бы пророссийские политики, я думаю, нет.

Вопрос в другом. Вопрос в том, с какой репутацией политические силы на Украине, политические лидеры Украины выйдут из этого газового кризиса. Вот это пока неясно.

Андрей Шарый: Россия добивается раскола Украины?

Юрий Федоров: Я думаю, что в России есть силы, которые делают ставку на раскол Украины, на откол восточных областей или южных, Крыма и так далее. Да, такие настроения в России, насколько я понимаю, существуют.

Андрей Шарый: С практической точки зрения, есть основания опасаться такого развития событий или предполагать такое развитие событий?

Юрий Федоров: Скорее, ближе к 2017 году, когда очень остро встанет вопрос о дальнейшем пребывании Черноморского флота в Севастополе. Российские политики, российская политическая элита или высшая бюрократия, если в России не произойдет каких-то неожиданных для нас сегодня событий, об этом тоже ходят разные разговоры и слухи, так вот, если сохранится нынешний режим, в том или ином его виде, то действительно Москва попытается в какой-то мере повторить в Крыму, со всеми необходимыми вариациями, тот сценарий, который она устроила в Грузии, в Абхазии и в Южной Осетии. Да, попытка такая может быть, но я не думаю, что эта попытка будет успешной. И вот, почему. Потому что большинство крымского населения, тех, кого называют русскоязычными или этнических русских, они, в общем, отнюдь не жаждут стать гражданами России, особенно имея в виду те процессы, которые происходят сегодня в России. Они хотят быть гражданами Украины, они хотят быть полноправными гражданами Украины и вот тут как раз очень важно, чтобы националистические круги украинские не перегнули палку, не поставили бы этнических русских граждан Украины в какое-то нехорошее, неприятное положение. Я думаю, если этого не произойдет, то шансов на то, чтобы спровоцировать крупные беспорядки в Крыму, я думаю, что у Москвы нет, хотя попытки такие могут быть.

XS
SM
MD
LG