Ссылки для упрощенного доступа

Государственная Дума приняла в третьем чтении Закон о федеральных университетах


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Андрей Шароградский: Сегодня российская Государственная Дума приняла в третьем чтении Закон о федеральных университетах. Предполагается, что в новые учебные заведения будут добровольно объединяться уже существующие вузы - для более эффективной работы и повышения качества образования. Противники закона говорят, что он лишь увеличит социальную напряженность в стране, - поступить в федеральные университеты, по закону, смогут лишь российские граждане, которые сдавали ЕГЭ, а таких пока немного.



Любовь Чижова: Федеральные университеты - проект российского правительства. Вузы нового типа уже созданы в Сибирском и Южном федеральном округах, сейчас идет работа по созданию Дальневосточного федерального университета. Большинство депутатов - 350 человек - проголосовали за закон, и он был принят. Против были 90 депутатов - из КПРФ и "Справедливой России".


О своем отношении к федеральным университетам говорит заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы от фракции коммунистов Олег Смолин.



Олег Смолин: От того, что за задние лапы связали два кролика, слон не получится. От того, что канатом связали 20 торпедных катеров, линкор не получится. Поэтому мы не против идеи федеральных университетов при условии добровольности ее реализации. В некоторых регионах сейчас губернаторы в надежде получить деньги пытаются принудительно загнать в федеральный университет все существующие вузы.



Любовь Чижова: Почему вообще эта идея возникла - об объединении вузов?



Олег Смолин: Считается, что материальная база в наших университетах недостаточна. И авторы идея надеются, что если они всех соединят под одной крышей, то материальная база усилится. Но, между прочим, нет никаких доказательств того, что более крупный институт обязательно и более эффективный. И наконец, в закон о федеральных университетах буквально протащили не имеющую к нему никакого отношения идею единого государственного экзамена. Согласно законопроекту, можно будет не сдавать ЕГЭ при получении второго высшего образования, при получении высшего образования на базе среднего профессионального по сокращенным программам и при получении высшего образования иностранцами. За иностранцев мы рады. Теперь шаг назад: согласно новому закону, получить образование даже за деньги, если ты не сдал ЕГЭ, нельзя будет не только в государственных, но и негосударственных вузах. Другими словами, закон ограничивает доступ не только к бюджетному образованию, которое у нас сокращается с каждым годом по набору, но и по образованию внебюджетному. Человеку не дают возможность получить образование даже за деньги.



Любовь Чижова: Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, профессор Александр Асмолов к идее разделения российских вузов по региональному принципу относится положительно, однако предполагает, что новая структура требует появления новых образовательных программ, которых, судя по всему, у Министерства образования нет.



Александр Асмолов: У нас огромное количество вузов, которые, как говорят иногда мои коллеги на телевидении, греют эфир. Вуз есть, преподаватели появляются редко, научной базы нет, - и тогда высшее образование вырождается в фикцию. Именно в этой ситуации предлагается невероятно важная вещь - о создании разных категорий университетов. Каких категорий? Национальные университеты, к которым уже отнесены Московский государственный, федеральные университеты, к которым сегодня отнесены Южный федеральный университет и Красноярский федеральный университет. В этой же системе должны появляться исследовательские университеты, где, по большому счету, именно исследовательская деятельность станет центром образования. И в этой же системе должны появляться вузы как центр развития региона, то есть вузы, которые решают реальные социально-экономические, хозяйственные, этнокультурные проблемы региона. И, наконец, вузы местного значения, где будут готовить только бакалавров. Вот в этой системе появление федеральных университетов - это один из моментов создания сложной и большой системы. И не понимая, что это один из моментов системы, многие пытаются оценить, что это такое. Чтобы создать федеральный университет, без программы, без четких задач, которым он служит, его создавать невозможно. Поэтому ключ - это программы развития образования, которые не объединяют вместе коня и трепетную лань, а которые действительно являются приростом серьезного качества образования. Вот такие федеральные университеты нужны.



Любовь Чижова: Есть такие программы, Александр Григорьевич?



Александр Асмолов: В настоящий момент существуют и у Института стали и сплавов, и у Южного федерального университета прообразы подобных инновационных программ. Будущее покажет, насколько эти программы являются серьезными.



Любовь Чижова: Профессор МГИМО Сергей Лузянин опасается, что образование новых федеральных университетов не приведет к повышению качества образования. Он не уверен, что профессора из Москвы и Санкт-Петербурга согласятся читать лекции в провинциальных вузах.



Сергей Лузянин: С одной стороны, идея неплохая в том смысле, что университетов должно быть много и разных, в том числе и вот с таким особым статусом федерального университета. Но, с другой стороны, поскольку сам проект закона проходил долгие дебаты, имел три чтения и в конечном счете принят, есть некоторые вопросы, несмотря на его принятие, которые остаются. Во-первых, мне не до конца понятна интеллектуальная и образовательная стандартная основа, на которой они будут работать и развиваться. Ведь в идее было изначально и сейчас остается заложено, что это будут более продвинутые, некие элитные крупные федеральные университеты с особым статусом, и что особенно подчеркнуто в законе, они будут развиваться по собственным стандартам образовательным и по собственным программам. Но дело в том, что трудно изобрести новый велосипед, если он уже есть. Несмотря на всю консервативность некоторых структур Министерства образования и иных учреждений, тем не менее, качественно новые, более продвинутые и мощные интеллектуальные образовательные программы в провинции сделать трудно. И вот под лозунгом некой автономности и самобытности этих программ будет просто провинциальная халтура, достаточно прикрытая фразами громкими о том, что это есть некие новые программы или стандарты образовательные, основывающиеся на местной специфике. На самом деле это будут, в общем-то... как бы ниже не получилось тех стандартов, которые есть. Вот у меня есть первое такое сомнение.


Второе - по деньгам. Говорится, что эти федеральные университеты будут иметь независимость, автономный статус, в том числе финансовую независимость, то есть они будут распоряжаться бюджетными деньгами и привлеченными дополнительными средствами. В условиях нынешней экономии, финансовых проблем, кризиса это вызывает некоторые опасения, как бы часть денег, которые предназначались слабым университетам, не была перекинута в этих мегапроекты образовательные. Таким образом, кто-то очень серьезно из слабых университетов или институтов периферийных пострадал, а то и полностью лишился бы своего куска хлеба.



Любовь Чижова: Идея укрупнения региональных вузов витала в воздухе давно: в 2005 году министр образования Андрей Фурсенко презентовал ее в Красноярске. Тогда на акцию протеста вышли около тысячи студентов - они опасались, что после передачи вузов регионам местный бюджет не потянет их финансирование, и обучение в них станет полностью платным.


XS
SM
MD
LG