Ссылки для упрощенного доступа

Брайан Уитмор: "Инаугурация должна быть помпезной. Это исторический момент"


Брайан Уитмор
Брайан Уитмор

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие обозреватель Радио Свобода – Свободная Европа Брайан Уитмор.

Андрей Шарый : Церемонию инаугурации Барака Обамы я прошу прокомментировать моего коллегу, обозревателя Радио Свобода – Свободная Европа Брайана Уитмора. Брайан меня интересует сегодня не столько как политолог или журналист, но и как американский гражданин, человек, который голосовали за Барака Обаму.

Какие чувства у вас вызывают торжества по случаю вступления в должность нового президента – гордость, радость? Что вы чувствуете сегодня?

Брайан Уитмор : Добрый вечер, Андрей! Во-первых, я чувствую огромную гордость, гордость моего поколения. Это первый президент, который является моим ровесником. Чувство, что мы избрали самого лучшего представителя своего поколения. Во-вторых, я честно считаю, что мы избрали самого способного человека. Я уверен на 100 процентов. В-третьих, конечно, мы являемся первой демократической страной в мире, которая избрала представителя меньшинства. Этого не было нигде. Я чувствую, что начинается новый период, новая эпоха. Я чуть-чуть нервничаю, если говорить честно, потому что я не знаю, будет ли это успешным. У Обамы есть огромные возможности. Если он сможет выполнить эти возможности, это очень непонятно сейчас, но, я думаю, что он способен выполнить это.

Андрей Шарый : А вы верите его обещаниям?

Брайан Уитмор : Да.

Андрей Шарый : На чем ваша уверенность основывается?

Брайан Уитмор : Это трудно сказать. Это просто ощущение. Когда я слушаю его, я чувствую, что это честный человек. Конечно, я не могу проверить это, но это просто чувство. Это новое для нас, потому что мое поколение было воспитано в очень скептическое время. Мое первое политическое впечатление – это вьетнамская война, скандалы и так далее. Я всегда скептически смотрел на это. Даже на президента, которого я поддерживал, как Клинтон. Я ему не 100 процентов верил. Что-то у Обамы есть, я не знаю, что. Это не рационально, я признаю это. Я не смотрю на его обещания, как раз, два, три, четыре, что он должен выполнить каждое. Он будет пытаться делать страну в новом направлении. С этим направлением я согласен полностью. Если будет сделан один, два пункта, он должен будет идти на компромисс… Политика – это искусство возможностей. Я готов к этому.

Андрей Шарый : И все же почему именно Авраам Линкольн стал главным политическим героем Барака Обамы?

Брайан Уитмор : Линкольн был, с точки зрения многих историков, самым лучшим президентом в нашей стране. Обама только что стал президентом. Чтобы сравнивать с Линкольном это слишком рано, но Линкольн естественно пример для Обамы. Это его герой. Это хороший герой, кстати. Сравнивать президентства середины XIX века, когда была гражданская война, и начало XXI века – это не одно и тоже. Но есть несколько пунктов, которые похожи. У Обамы нет гражданской войны, как у Линкольна, но он пришел во власть, когда есть огромный раскол в нашей стране – религиозный, политический, социальный, экономический и так далее. Он хочет делать страну единую, как Линкольн. С этой точки зрения он повыше Линкольна чуть-чуть. Он вошел во власть во время кризиса, экономического кризиса, как у Линкольна. У него пример. Люди просто верят ему, и возможно, что мы пройдем через этот кризис, несмотря на трудности.

Андрей Шарый : Скажите, Брайан, сейчас в Соединенных Штатах политика близко к обычным людям? Обычные люди интересуются политикой? Всегда говорили, что признак преуспевающего западного общества в том, что человек едва ли знает, кто у него президент или премьер-министр, потому что все работает. Сейчас есть какое-то другое ощущение того, что политика вошла в каждый дом?

Брайан Уитмор : Да, я думаю, что началось с президентства Буша, кстати. Что мы видели в эти выборы? Это новое поколение. У людей, которым 20 лет, которые голосовали в первый раз на этих выборах, я видел активность, которой не видел в моем поколении. Мы были скептики. Мы ни во что не верили. Эти люди, которым лет 20, они более информированные, чем я был в этом возрасте, они более активные. Это хорошо смотрится - люди моего возраста, возраста Обамы – 40-45 лет, и люди 20 лет. Начинается период активности.

Андрей Шарый : Вы хотите сказать, что в молодых американских компаниях, в американских семьях обсуждаются политические вопросы?

Брайан Уитмор : Абсолютно.

Андрей Шарый : Речь идет только об экономическом кризисе или нет?

Брайан Уитмор : Нет, речь идет об экономическом кризисе, речь идет об иракской войне, речь идет о событиях 11 сентября 2001 года, что произошло в нашей стране после этого, а кто мы такие сейчас. Кстати, я не видел этого в 70-х годах, когда я был маленький. Люди вообще плевали на это. Сейчас всплеск новой социальной активности. Это хорошо.

Андрей Шарый : Американцам важно, как их страна выглядит за рубежом?

Брайан Уитмор : Есть разные способы быть лидером сегодня в мире. Можно давить на своих союзников и угрожать, говорить, что вы с нами или против нас. Мы видели, как это работало последние 8 лет.

Андрей Шарый : Вы думаете, что Джорджу Бушу и его администрации не удалось традиционные американские ценности внедрить в достаточной степени?

Брайан Уитмор : В моем понимании – нет. Можно говорить о Гуантанамо, об «Абу-Граибе» и так далее. Но это всем известно. Я думаю, что сейчас большинство американцев считают, что это не пример наших ценностей. Буш уходит из президентства с самым низким рейтингом в истории – меньше чем 30 процентов сейчас. Это не было при Никсоне. Этого никогда не было. После 11 сентября был определенный страх, естественно. У нас была такая ситуация. Люди не поняли, как реагировать. Я думаю, что наша элита использовала эту ситуацию для своего политического блага. Сейчас мы видим результаты. Сейчас большинство в стране, в том числе республиканцы, видят это. У Обамы сейчас рейтинг больше чем 80 процентов сейчас. Это тоже рекорд.

Андрей Шарый : Брайан, сегодня в Вашингтоне большой праздник. Там 2 миллиона или больше народу собралось для того, чтобы приветствовать Барака Обаму. Это все не слишком пафосно и дорого в период финансового кризиса? Или американцы любят праздновать и радоваться по поводу вступления президента в должность?

Брайан Уитмор : Я думаю, что это не слишком помпезно. Инаугурация должна быть помпезной. Мы это делаем только один раз каждые четыре года. Это исторический момент. Если подумать, в 1961 году, когда Барак Обама родился или в 1963, когда я родился, большинство афроамериканцев в Америке даже не имели право голосовать. Многие просто не думали, что мы увидим этот день. А мы видим этого день! Во время предвыборной кампании много друзей в Европе мне говорили – ну, да, Обама это хорошо, но американцы никогда не выберут афроамериканца. Но мы избрали. Это огромный исторический момент. Вся эта атмосфера тоже связана с фактом, что многие люди хотят участвовать в этом. 2 миллиона людей в столице – должна быть охрана и так далее. Это дорого. Люди радуются в Вашингтоне. Я этого не видел 10 лет.

XS
SM
MD
LG