Ссылки для упрощенного доступа

В Московском окружном военном суде начался допрос подсудимых по делу об убийстве Анны Политковской


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Евгения Назарец: В Московском окружном военном суде, где проходят слушания по делу об убийстве обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской, накануне начался допрос подсудимых. Соучастниками преступления прокуратура называет братьев Джабраила и Ибрагима Махмудовых, а организатором - бывшего сотрудника УБОП Сергея Хаджикурбанова. Еще один подсудимый - Павел Рягузов - фигурирует в данном процессе в качестве обвиняемого по эпизоду, не связанному с убийством журналистки.



Марьяна Торочешникова: Судебное заседание началось с представления защиты документальных доказательств, свидетельствующих в пользу подсудимых. В частности, адвокат Мурад Мусаев поставил под сомнение верность данных из детализации мобильных переговоров братьев Махмудовым и продемонстрировал, насколько легко можно было внести изменения в этот документ. После этого государственные обвинители обратились к председательствующему в суде Евгению Зубаву с ходатайством о повторном детализации мобильных переговоров братьев Махмудовых, настояв на том, чтобы эти сведения были запрошены именно у компании мобильной связи, а не у ФСБ. Вдогонку к этому аналогичное ходатайство заявил и адвокат Хаджикурбанова Андрей Литвин. Оба заявления были удовлетворены.


Вскоре после этого адвокаты заявили о намерении перейти к допросу подсудимых. Почти три часа на вопросы участников процесса отвечал Джабраил Махмудов. По версии обвинения, именно он участвовал в слежке за Анной Политковской, а 7 октября 2006 года привез убийцу к месту преступления, а затем помог ему скрыться. Он заявил, что никогда не получал задание следить за журналисткой и участвовать в ее убийстве. Центр Москвы он знает плохо и не совсем представляет, где находится Лесная улица. Говорит адвокат Джабраила Махмудова Мурад Мусаев.



Мурад Мусаев: Это первый процесс, в котором я со своим подзащитным не репетировал его допрос, так что он сказал то, что было у него в голове. Он мне рассказывал до этого, что вот ситуация, у тебя в голове есть какие-то факты, каких-то нет, но в течение месяца тебя каждый день приводя в определенное место, бьют, оскорбляют, унижают, говорят: "Вот, в соседней комнате твой брат плачет. А вот видишь, под окнами твоя мать стоит. Как тебе не стыдно..." Ему пытаются вдолбить определенные факты, пытаются заставить его подписать документы, заставить подписать какие-то схемы. И вот на второй-третьей неделе таких событий он говорит: "У меня в голове уже путается, что я сам вспомнил, а что мне вдолбили сотрудники милиции". Единственное, о чем я его попросил перед допросом: "Пользуйся только чистой своей информацией, той, которая тебе известна, которую ты наблюдал". Поэтому, к сожалению, в этом деле очень много "не помню". Но, как сказал мой подзащитный, "ни один из нас не вспомнит, что он делал 7 октября того года, если это не будет привязано к какому-нибудь событию, например, такому трагическому, как убийство.



Марьяна Торочешникова: Адвокаты семьи Анны Политковской тоже довольно долго расспрашивали Джабраила Махмудова. И, по мнению Каринны Москаленко, им удалось наладить контакт с подсудимым.



Каринна Москаленко: Конечно, самые ключевые вопросы для нас были о том, не мог ли кто-то вслепую его заставить делать какие-то шаги, совершать какие-то действия без осознания того, что он делает. И он интересно отвечал на этот вопрос. И промежуточные выводы мы тоже уже сделали. Но какие-то противоречия он пока не смог объяснить. Он сказал, что он сам открыт к тому, чтобы попытаться понять, где он находился, почему есть некоторые совпадения, которые мы сейчас даже не хотим до конца обозначать. Но пока он этого не сделал, пока он этих данных не дал.



Марьяна Торочешникова: У участников процесса еще остались вопросы к Джабраилу Махмудову, но отвечать на них он продолжит в четверг. На сегодня в слушания объявлен перерыв.


XS
SM
MD
LG