Ссылки для упрощенного доступа

Барак Обама приостановил на 120 дней работу военных трибуналов


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.

Андрей Шарый: Первый своим президентским указом новоизбранный глава США Барак Обама предложил, чтобы военная прокуратура приостановила на 120 дней работу военных трибуналов, на которых слушаются дела по обвинению подозреваемых в террористической деятельности против Соединенных Штатов. Это, как считают эксперты, первый шаг на пути к закрытию тюрьмы на военно-морской базе Гуантанамо. Подробнее о ближайшем будущем американской тюрьмы в Гуантанамо – наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов.

Ян Рунов: Прокуроры военных трибуналов в Гуантанамо ищут пути замораживания дальнейшей работы, пока новая американская администрация не примет решение о дальнейшей судьбе как самих трибуналов, так и всей тюрьмы. Об этом сообщили военные адвокаты обвиняемых. Как сказал военно-морской адвокат, капитан третьего ранга Билл Кюблер, в соответствии с юридической процедурой прокуроры должны обратиться к судьям с просьбой приостановить судебные процессы, пока новое правительство США не выразит свое отношение к системе военных комиссий и не найдет юридическую альтернативу для разбирательства дел подозреваемых в терроризме. Первым было приостановлено дело гражданина Канады Омара Хадра, обвиняемого в убийстве американского солдата в Афганистане. В момент убийства Хадру было 15 лет. Судебный процесс над ним уже начался, но с согласия защиты может быть отложен до 20 мая. В инструкции нового правительства США, переданной военным прокурорам, подчеркивается, что процессы не отменяются, а откладываются на 4 месяца, чтобы за этот срок президент и его администрация разобрались в работе военных комиссий.

Почему президент Обама первым делом взялся за решение проблемы Гуантанамо? Вот как объясняет это научный сотрудник Манхэттенского института политических исследований, эксперт по юридическим вопросам Джудит Миллер.

Джудит Миллер: Обама всегда выступал против военных трибуналов. Тюрьма Гуантанамо, так же как и тюрьма Абу Грейб – символы жестокости и нарушения законности со стороны США. Обама, понимая, что не может закрыть тюрьму в Гуантанамо немедленно, демонстрирует миру свои намерения изменить прежнюю политику и смыть позор, символом которого стало это место.

Ян Рунов: Какой может быть альтернатива военному трибуналу?

Джудит Миллер: Мы не знаем. Сначала заключенных должны перевести на другую военную базу, в другую тюрьму. Президент должен дать приказ Объединенному совету начальников штабов найти другое место, и, думаю, место найдут.

Ян Рунов: В чем была главная ошибка администрации Буша в отношении Гуантанамо?

Джудит Миллер: С самого начала люди там подвергались пыткам. Это была не просто главная ошибка, а главное нарушение американского закона, американской традиции, международных стандартов. Протесты вызывала и чрезвычайная секретность всего того, что происходило внутри тюрьмы. К заключенным не допускались ни адвокаты, ни представители международных организаций. Естественно, что проблема Гуантанамо стала одной из первых, требующих внимания нового президента.

Ян Рунов: Вы с этим согласны?

Джудит Миллер: Я думаю, закрытие тюрьмы имеет важное символическое значение. Но прежде надо решить, куда деть 245 заключенных Гуантанамо и что с ними делать? Некоторые из них вообще не должны были оказаться в военной тюрьме – решить их дальнейшую судьбу несколько проще. Сложнее с теми, кто подвергался пыткам, чьи права были нарушены, но они должны предстать перед судом по подозрению в терроризме. От того, как будет решена их судьба, станет ясно, в каком направлении пойдет дальше администрация Обамы. Естественно, те заключенные, которые участвовали в планировании и осуществлении терактов 11 сентября, не могут быть просто отпущены на свободу из-за того, что предыдущая администрация нарушала их права. Правительству предстоит решить, как их судить – в федеральном суде, в военном или еще как-то. Посмотрим, что решит президент Обама. Он ведь сам юрист, специалист по конституционным законам. Поэтому он подходит к своим обязанностям чрезвычайно серьезно.

Ян Рунов: Президент Обама признал в одном из недавних интервью признал, что закрытие тюрьмы в Гуантанамо – процесс сложный и не такой быстрый, как хотелось бы. Ожидается, что Обама скоро подпишет приказ о разработке детального плана закрытия тюрьмы.

XS
SM
MD
LG