Ссылки для упрощенного доступа

Мурад Мусаев: "Много фигурантов в деле, против которых были реальные доказательства, но эти фигуранты сегодня гуляют на свободе"


Анна Политковская
Анна Политковская

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Андрей Шарый: В Московском окружном военном суде сегодня продолжалось рассмотрение дела об убийстве журналистки «Новой газеты» Анны Политковской. Проходил допрос одного из обвиняемых по делу – Джабраила Махмудова. В ходе заседания стало известно, что обвиняемый помещен в карцер на 10 суток. Адвокаты Махмудова расценивают эти действия прокуратуры как давление на обвиняемого. После допроса Джабраилова суд приступил к допросу его брата Ибрагима Махмудова.

Марьяна Торочешникова: Из допроса подсудимых присутствующие в зале, по большому счету, узнали мало чего нового. И Джабраил, и Ибрагим Махмудовы не смогли объяснить суду, что конкретно они делали 7 октября 2006 года, в день убийства Анны Политковской, и почему именно в этот день один из них оказался в районе Миусской площади, а другой – на Садовой-Триумфальной. Обвинение эти обстоятельства объясняет тем, что 7 октября Джабраил привез убийцу Анны Политковской к ее дому на Лесной улице, а Ибрагим все это время стоял на пересечении Малой Дмитровки и Садового кольца, ожидая, когда журналистка проедет мимо него на автомобиле, чтобы затем позвонить киллеру и сообщить о том, что жертва скоро будет дома. Махмудовы же заявляют, что не слишком хорошо ориентируются в центре Москвы, и во время судебного разбирательства неоднократно заявляли о том, что просили следователей вывезти их туда, где, согласно данным биллинга, они могли находиться, - возможно, это помогло бы им вспомнить, по какой необходимости они могли находиться в этом районе Москвы 7 октября 2006 года. Но эту просьбу игнорировали. Сегодня же председательствующий Евгений Зубов рассмотрел ходатайство о проведении судебного эксперимента, но удовлетворить его отказался, заявив: «Восполнение пробелов следствия не является задачей суда». Однако, по мнению адвоката семьи Анны Политковской Каринны Москаленко, результаты такого судебного эксперимента, будь он проведен, могли бы повлиять на дальнейший ход разбирательства.

Каринна Москаленко: Оба брата Махмудовых говорили о том, что если они там были, тем более в течение какого-то времени там находились, они, особенно Джабраил Махмудов, он говорил, что он может реально вспомнить, что там происходило и почему он там находился. А ведь это так важно. Может быть, их кто-то просил там оказаться по какой-то причине. Вот что было важно услышать.

Марьяна Торочешникова: Адвокат Мурад Мусаев обратил внимание присяжных на то обстоятельство, что Махмудовым вменяется и то, что они следили за Анной Политковской накануне убийства и несколько раз репетировали роли – 3, 5 и 6 октября. Собственно, от гособвинителей мы услышали, что в эти три дня Джабраил Махмудов приезжал на место преступления, а Ибрагим, как и было запланировано, стоял на Малой Дмитровке, дожидаясь автомобиля Анны Политковской. Однако, согласно данным детализации мобильных переговоров, 3, 5 и 6 октября Ибрагим находился в Тушино, а Джабраил – то на Стромынке, то на Кутузовском, то на Ломоносовском проспекте, то есть довольно далеко от дома Анны Политковской.

Участие во всей этой истории бывшего сотрудника УБОП Сергея Хаджикурбанова, которого в прокуратуре называют организатором убийства журналистки, также было поставлено под сомнение. Выяснилось, что с Джабраилом Махмудовым они познакомились только в конце декабря 2006 года, а Ибрагим Махмудов впервые увидели Сергея Хаджикурбанова уже в суде. Говорит адвокат Ибрагима Махмудова Саидахмет Арсамерзаев.

Саидахмет Арсамерзаев: Однозначно установлено, что они не были знакомы, что никакой слежки не было. Это мы доказали вам, по-моему, документально, с использованием фактов, которые привело следствие. Не мы их изыскивали, это то, что было в деле, - те же биллинги, те же презентации, те же передвижения. Однозначно было доказано: никакой слежки за Анной Степановной со стороны наших подзащитных, братьев Махмудовых. Вина наших подзащитных в том, что они не могут вспомнить, что они делали 7 октября. Но они не могут вспомнить и что они делали 6 октября, и 9-го, и 10-го, и в любой другой день. Кто может вспомнить, что делал год назад? А их арестовали почти год спустя. В октябре было убийство, а на следующий год в августе месяце их арестовали. Уверен в невиновности наших подзащитных все возможные пределы превзошла, поэтому мы надеемся на оправдательный приговор.

Марьяна Торочешникова: Допрос Сергей Хаджикурбанова занял не больше 20 минут. Ему просто нечего было опровергать или доказывать, за все время судебного разбирательства гособвинители не привели не то чтобы доказательств, а хотя бы доводов в пользу того, что он спланировал убийство Анны Политковской, организовал преступную группу, расписал роли, переделал газовый пистолет в огнестрельный и передал его убийце, - на это указано в обвинительном заключении. Говорит адвокат Сергея Хаджикурбанова Андрей Литвин.

Андрей Литвин: Это нонсенс. У меня такое впервые в практике, что у гособвинения при отрицании подсудимым своей вины нет ни одного вопроса. Такое впервые.

Марьяна Торочешникова: Чем вы это объясняете?

Андрей Литвин: Отсутствие доказательств. Это единственный вывод.

Марьяна Торочешникова: Зато, по мнению адвоката Мурада Мусаева, следствию удалось собрать довольно много доказательств причастности к убийству Анны Политковской других лиц. Но в какой-то момент было решено отказаться от первоначальной версии.

Мурад Мусаев: У них был примерный круг лиц, особенно тех, которые могли следить за Анной Политковской, это были оперативно-поисковые управления ряда служб, правоохранительных и специальных. Они вышли на примерный круг лиц, которые могли иметь причастность к организации этого преступления, к установлению места жительства Анны Политковской. А в определенный момент времени курс было решено поменять, назначить «козлов отпущения». Вот из того набора людей, который они набрали, причастных и непричастных, они просто оставили таких, за которых не будет хлопотать начальство, которые будут совершенно безобидны и беззащитны. Много фигурантов в деле, против которых были реальные доказательства, но этих фигурантов сегодня здесь нет, они гуляют на свободе.

Марьяна Торочешникова: Окончание судебного следствия не за горами. Ожидается, что на следующем судебном заседании еще какие-то доказательства в пользу своего подзащитного представят адвокаты Павла Рягузова, он проходит по эпизоду, не связанному с убийством журналистки. Потом – стадия дополнений, после которой начнутся прения сторон. Ну, а пока в слушаниях объявлен перерыв до 2 февраля.

XS
SM
MD
LG