Ссылки для упрощенного доступа

Прощание со Станиславом Маркеловым и Анастасией Бабуровой


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Мумин Шакиров и Максим Ярошевский.



Андрей Шароградский : В Москве сегодня прошли похороны адвоката и правозащитника Станислава Маркелова, убитого 19 января в центре города. На Останкинском кладбище побывал наш корреспондент Мумин Шакиров.



Мумин Шакиров : Попрощаться с адвокатом Станиславом Маркеловым пришло около 300 человек. Сотрудники ГИБДД уже с 10 утра взяли под контроль проезд Дубовой рощи, ведущей к Останкинскому кладбищу. Десятки милиционеров, автобусы с ОМОНом и кинологи с собаками обеспечивали безопасность на его территории. По просьбе брата погибшего экс-депутата Госдумы Михаила Маркелова, церемония прощания была предельно сокращена. Большая часть собравшихся так и не успела подойти к гробу. Официальных речей и выступлений не было. Люди говорили в полголоса, камеры беззвучно фиксировали происходящее. Лишь после погребения к журналистам стали подходить известные правозащитники, коллеги и друзья Станислава Маркелова. О беспомощности государства перед преступностью говорил адвокат Генри Резник.



Генри Резник : Государство, которое мы сейчас имеем, никакое не полицейское. Полицейское государство было в Советском Союзе. Это слабое государство. Это государство, даже когда оно хочет, не может защитить людей. Поэтому сейчас могу сказать только одно - это преступление (хотя ясно, что это месть, безусловно, за профессиональную деятельность адвоката Маркелова) не против личности, это преступление не против адвокатуры, это преступление против государства. Это абсолютно дерзкое, демонстративное убийство, которое происходит в двух шагах от Кремля, говорит о том, что преступник или преступники... но это идеологическое убийство. То презрение, которое имел или имели убийцы по отношению к государству, которые понимали, что они останутся безнаказанными, это абсолютно страшная пощечина государству и, конечно, обществу.



Мумин Шакиров : Своими грустными ощущениями делился правозащитник Лев Пономарев.



Лев Пономарев : Первое - осиротели. Второе - человек умер, как говорили раньше, на боевом посту, выполняя свой общественный долг. Они оба - и журналистка Настя, и адвокат Стас - выполняли свои служебные обязанности. Третье, как бы еще я хотел сказать, проклятое государство, в котором мы живем. Именно государство, а не общество. Люди пришли... Вы видите, сотни людей пришли сюда. А государство проклятое, потому что президент не нашел ни одного слова. Это чудовищно! Человек, который говорил о верховенстве права, президент... Погиб адвокат, исполняя свои служебные обязанности. Юрист-президент не нашел ни одного слова!



Мумин Шакиров : Председатель Форума переселенческих организаций, правозащитник Лидия Графова сталкивалась с адвокатом Маркеловым по работе.



Лидия Графова : Трагедия такая, что слова здесь тонут. Ощущение горя и вины. Стас работал в нашей организации полгода примерно. Он был такой легкий, светлый. Ему все было как-то не страшно, все не трудно. Сейчас, когда уже приходится подводить итог его 35-летней жизни, поражаешься, как много он успел, как много! Получается, что чуть ли не каждое тупиковое дело, связанное с накатом государства на человека с каким-то оттенком фашизма, в общем, он там каким-то образом присутствовал.



Мумин Шакиров : Церемония прощания и погребения завершилась около 12 часов дня. Люди молча покидали кладбище, все еще шокированные этим дерзким убийством, совершенном в самом центре Москвы, в трех шагах от Кремля. У 35-летнего Станислава Маркелова остались жена и двое детей. Совсем недавно он похоронил мать.



Александр Гостев : В траурном зале центральной клинической больницы Москвы сегодня простились с журналисткой Анастасией Бабуровой, которая была застрелена 19 января на улице Пречистенка вместе с адвокатом Станиславом Маркеловым. Почтить память девушки пришли не только ее родители и друзья. Цветы к гробу возложили журналисты, политики, представители антифашистских движений. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.



Максим Ярошевский : Прощаться с Анастасией Бабуровой начали в половине 11 утра. Территорию у траурного зала центральной клинической больницы патрулировали усиленные наряды милиции, на стоянке разворачивали антенны телеканалы, на входе в зал установили фотографию Насти. Говорит корреспондент «Новой газеты» Илья Донской:



Илья Донской : Настя была очень замечательным, хорошим человеком, отличным профессионалом, который прекрасно разбирался в своей теме. Без преувеличения она, наверное, один из лучших в России специалистов по теме неонацизма, антифашизма. Это говорит о том, что не нужно уже быть Анной Политковской, достаточно просто стать журналистом и иметь риск оказаться убитым.



Максим Ярошевский : Родственники и близкие убитой журналистки расположились напротив гроба. На прощание пришили активисты антифашистских и анархистских организаций, которые были знакомы с Анастасией (она была активной сторонницей этих движений). Говорит военный обозреватель "Новой газеты" Вячеслав Измайлов:



Вячеслав Измайлов : Главное, не изменилось то, что ни президент, ни премьер не выступили, не сказали о том, что в центре Москвы убивают известных адвоката и журналиста "Новой газеты". Газ важнее. Они же не напугали людей, не напугали и молодых людей в газете. Все равно молодые люди, девочки, будут ездить в Чечню, в Ингушетию, горячие точки. Все равно будут продолжать свою работу.



Максим Ярошевский : На прощальную церемонию пришел президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский и декан Елена Вартанова. Анастасия Бабурова училась на вечернем отделении факультета.



Ясен Засурский : У нас, видите, в центре города бандиты гуляют - не медведи, а бандиты. Вот это отвратительно. Этого не должно быть в нашей стране. Так невозможно жить, когда в столице великого государства, великой России какие-то подонки убивают молодых девочек. Где это видано! Мы не должны этого допускать.



Елена Вартанова : Важно понимать, что факультету журналистики необходимо учить журналистов, как вести себя в критической ситуации. Видимо, нам следует думать больше о том, чтобы мы вводили тренинги и деловые игры по защите журналистами самих себя и окружающих людей в критические ситуации.



Максим Ярошевский : После возложения цветов к гробу Анастасии Бабуровой, мне удалось поговорить с главным редактором "Новой газеты" Дмитрием Муратовым.



Дмитрий Муратов : Общая общественная атмосфера, созданная действующей властью, позволяет расправляться безнаказанно над теми людьми, которые до сих пор отстаивают всеми доступными законными способами демократические ценности.



Максим Ярошевский : Газета будет заниматься своим расследованием?



Дмитрий Муратов : Мы, конечно, будем делать все, что мы сможем сделать, но мы не являемся специальной службой. У нас нет агентов. У нас нет того бюджета на национальную безопасность, который у нас превышает в несколько раз бюджет на здравоохранение, культуру и оборону. У нас нет тайных агентов. У нас нет прослушивающих устройств. У нас в штате еще нет экспертов-криминалистов. Видимо, уже будут вооруженные люди, которые будут охранять наших сотрудников. Поэтому я все-таки рассчитываю, что это государство сумеет хоть каким-то образом хотя бы гильзы искать в тот день, когда совершено преступление, а не на следующий, рассчитывая на помощь случайных прохожих.



Максим Ярошевский : Прощание с Анастасией Бабуровой продлилось до половины второго дня. Похороны журналистки пройдут в Севастополе в понедельник.



XS
SM
MD
LG