Ссылки для упрощенного доступа

Верховный суд рассмотрит жалобу защиты Леонида Невзлина


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Вероника Боде.



Евгения Назарец: Сегодня в Верховном суде России рассматривается жалоба защиты бывшего акционера ЮКОСа Леонида Невзлина, а Симоновский суд Москвы должен решить, возобновлять ли дело бывшего вице-президента компании Василия Алексаняна в связи с состоянием его здоровья. А адвокаты экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и экс-главы группы «Менатеп» Платона Лебедева собираются подать ходатайство о прекращении второго уголовного дела в отношении их подзащитных.



Вероника Боде: Напомню, что приговор Леониду Невзлину был вынесен в августе прошлого года, его обвиняют в организации ряда убийств и покушений на убийства. Однако в силу приговор не вступил, так как еще не произошло рассмотрение кассационной жалобы. Сам Леонид Невзлин находится за границей, приговор ему был вынесен заочно. О мотивах подачи кассационной жалобы говорит адвокат Леонида Невзлина Дмитрий Харитонов.



Дмитрий Харитонов: Мотив подачи жалобы очень простой: тот приговор, который вынес Московской городской суд, является необоснованным и незаконным. А основания для его отмены весьма очевидны. Он основан на предположениях, догадках, домыслах людей, которых государственное обвинение считает свидетелями. Он составлен таким образом, что в нем указаны документы, показания, доказательства, которые не исследовались в ходе судебного разбирательства. Поэтому такой приговор является незаконным, и мы просим, чтобы он был отменен.


Обвинительный приговор постановляется, когда доказана вина, а доказательства должны быть допустимыми и относимыми. Приговор не может быть основан на предположениях. Так вот все, что указано в приговоре, это есть предположения различных лиц или их догадки, или их мнения. Но, когда прокурор задает вопрос, как вы считаете, кому было выгодно убийство того или иного лица, и свидетель говорит, по-моему, это было выгодно ЮКОСу, а после этого это все распространяется на Невзлина - это и есть те предположения, на которых основан приговор.



Вероника Боде: Какие-то доказательства были предъявлены?



Дмитрий Харитонов: Конечно, они были предъявлены, но мы их доказательствами не считаем, потому что это показания либо со слов лиц, которые умерли, либо которые невозможно проверить, либо это предположения. Поэтому это не доказательства, это предположения, а закон запрещает основывать обвинительный приговор на предположениях.



Вероника Боде: Как вы полагаете, почему Мосгорсуд вынес такой приговор?



Дмитрий Харитонов: Знаете, наверное, лучше спросить у Мосгорсуда, но мой клиент никогда не скрывал, что он не ждет справедливого суда в России, и всегда заявлял о том, что этот суд примет заранее понятное для него решение, что, в общем, и произошло.



Вероника Боде: Другое сегодняшнее судебное заседание посвящено делу бывшего вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна. Напомню, что в конце прошлого года смертельно больной Алексанян был освобожден из-под стражи под залог в 50 миллионов рублей. По свидетельству адвоката Алексаняна Елены Львовой, 21 января суд запросил документы о состоянии здоровья подсудимого, и сегодня как раз будет решать, возобновить слушания или пока приостановить дело. От дальнейших комментариев Елена Львова отказалась. А вот что думает о деле Алексаняна Ирина Ясина, в прошлом - директор фонда «Открытая Россия», ныне - руководитель Клуба региональной журналистики.



Ирина Ясина: На эту тему даже сложно говорить. Потому что все это за гранью и представляется, что должно быть какое-то понимание у людей, но такое, они же тоже люди, они детишек имеют. А вот те, кто принимает решения, в этом случае оказываются как будто другими совершенно, не людьми. Потому что мучить другого человека, причем мучить физически - это подло. Когда я про это слышу, я понимаю, как тяжело родителям Василия, как ему самому тяжело и как нельзя не явиться. Это просто пытка. Больно говорить о том, что это происходит здесь и сейчас, на моей родине, в 2009 году.


Вопрос о том, почему это происходит, это вопрос о нашей нравственности, о нравственности всей страны. Уже невозможно обсуждать это в рамках закона, в рамках, имеют право, не имеют право. Тут вопрос идет о нравственности и некоем Божьем страхе, не более и не менее.



Вероника Боде: А адвокаты экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и главы группы «Менатеп» Платона Лебедева собираются сегодня подать ходатайство о прекращении второго уголовного дела в отношении их подзащитных в связи с их невиновностью. Это ходатайство является совместным от двух команд защитников. По свидетельству адвоката Платона Лебедева Елены Липцер, в понедельник защита обоих фигурантов подписала протоколы об окончании ознакомления с материалами уголовного дела. Затем защитники подали несколько ходатайств, в том числе о допросе свидетелей. Теперь обвинительное заключение должно быть передано прокурору. Пока неизвестно, в какой суд будет передано дело для рассмотрения по существу. Напомню, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев были арестованы в 2003 году, а в 2005 году осуждены на девять лет лишения свободы. Они признаны виновными по семи статьям Уголовного кодекса, в том числе - в мошенничестве и неуплате налогов. Позднее срок наказания обоим был снижен до восьми лет.


В рамках нового уголовного дела Генеральная прокуратура России обвиняет Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в легализации 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиардов долларов в период с 1998 по 2004 год.


Прокомментировать ситуацию я попросила Андрея Бабушкина, председателя комитета «За гражданские права», члена федерального совета партии «Яблоко».



Андрей Бабушкин: Дело ЮКОСа, к сожалению, носит заказной характер. Мы знаем о том, что те вещи, которые вменяются сотрудниками руководителям ЮКОСа, они, к сожалению, делаются десятками тысяч бизнесменов и часто повлекли намного более серьезные последствия, нежели то, что вменено ЮКОСу. Тем не менее, мы видим, что российские власти, стремясь подорвать честный частный бизнес, стремясь поставить бизнес под свой контроль, избрали ЮКОС в качестве своей мишени, расстреливая которую, они показывают всем остальным, что они с ними сделают, если те не проявят достаточную лояльность. Я полагаю, что дело ЮКОСа - это позор для России. Я полагаю, что все фигуранты по делу ЮКОСа должны быть освобождены. Потому что те цели наказания, которые установлены в части второй статьи 43-й, предупреждение новых преступлений, восстановление социальной справедливости, исправление осужденных, если эти люди были виновны, эти цели уже достигнуты. Потому что то, что сегодня происходит, конечно, это, к сожалению, выглядит как расправа. Мы не знаем, какими действительно мотивами руководствуются российские власти, российские суды, но со стороны у независимого, непредвзятого наблюдателя все это вызывает ощущение расправы.



XS
SM
MD
LG